Одна из задач, стоящих перед педагогами школы, помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в начальной школе.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на группы:
коммуникацией как взаимодействием;
коммуникацией как сотрудничеством;
коммуникация как условие интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Оцениваемые УУД:
действия, направленные на учет позиции партнера
Коммуникация как кооперация
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)
Оцениваемые УУД:
коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация);
Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.
Способность строить понятные для партнера высказывания.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Речевое планирование и регулирование своих действий.
Рефлексия своих действий.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
ученик учится отвечать на вопросы;
ученик учится задавать вопросы;
ученик учится вести диалог;
ученик учится пересказывать сюжет;
обучающихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно», «Послушай».
Я в своей работе для развития КУУД использую такие технологии, как:
1.Технология группового обучения
2.Технология критического мышления
3.Проблемно - диалогическая технология
4.Технология продуктивного чтения.
5.Игровые технологии
6. Исследовательская деятельность
7. Проектная деятельность
8. Использование ИКТ
Ш.А. Амонашвили: «Чтобы детям на уроке было интересно, педагогу должно быть трудно»
Плюсы групповой работы
Минусы групповой работы
+ Повышается мотивация (азарт);
+ Снижается уровень тревожности;
+ Выше эффективность усвоения знаний;
+ Развиваются навыки ведения диалога;
+ Улучшается психологический климат в классе
- Обучение работе в группах требует времени;
- Особые усилия и время требуется от учителя;
- Некоторые ученики пользуются результатами труда других;
- Есть дети, которые желают работать в одиночестве. Это дополнительные сложности для учителя
Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.