Презентация "Культура и быт революционной эпохи"

  • pptx
  • 07.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура и быт революционной эпохи.pptx

Культура и быт революционной эпохи

Новосибирская область
МКОУ Новочановская СОШ
Педагог-библиотекарь: Первухина О.В.

Цели

Дать представление об особенностях, основных направления и итогах культурной революции;
Выяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;
Показать на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие Советского государства.

Задачи


Осваивать гуманистические традиции и ценности общества;
Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Введение

Политика советского государства в области культуры получила название «культурной революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции и ее результат- человек.

С точка зрения- наркома просвещения А. В. Луначарского: «Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»
Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.

С точки зрения Л. Д. Троцкого: В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?

Основная часть

Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации». Цели культурной революции: 1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной. 2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании. 3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

Ликвидация неграмотности.

С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.

Важнейшим направлением политики большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестраивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.

В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.

В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.

Строительство советской школы.

Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.

Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тысяч студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.

Искусство периода революции и гражданской войны

«Левое направление» в искусстве революционной России представлено русским авангардом. Основные направления русского авангарда были:
Абстракционизм (Василий Кандинский)

Супрематизм (Казимир Малевич)

Конструктивизм (Владимир Татлин)

Кубофутуризм (Давид Бурлюк)

Выводы

По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. ...  К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения. Создана большая сеть школ, других учебных учреждений. 

Посмотрите также