ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА:
Во- первых, это универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Во- вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий ( сравнение, классификация, обобщение, анализа и др.)
К логическим универсальным действиям относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно- следственных связей;
построение логической цепочки рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Приём сравнения предметов.
В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:
а) выделение признаков;б) установление общих признаков;в) выделение основания для сравнения;г) сопоставление по данному основанию.
Сравнение может идти по качественным характеристикам (цвет, форма), по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.
Этот приём можно использовать на любом этапе урока.
Приём анализа и синтеза.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.
Приём классификацииЭто мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Классификация .
1.Разбей на группы
по цвету по форме по размеру
2. Найди числа кратные 8 : 15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74, 28, 8, 12, 56, 64, 38,54,32, 54, 81, 72.
3.Разбей на группы числа.
2, 13, 46, 6, 55, 18, 7, 9, 108, 200, 132.
а) чётные в)однозначные д)круглые
б) нечётные г)двузначные е)трёхзначные
Приём обобщения
Умения необходимые для овладения этим приёмом:
Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения).
Группировать объект на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.
Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
Закономерность.Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).
Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
Уроки математики будут способствовать развитию логического мышления младших школьников в процессе обучения, если:
работа по развитию логического мышления младших школьников будет целенаправленной и систематичной с использованием логических задач.
учитель использует различные формы и методы по решению логических задач.
логические задачи подбираются с учетом возрастных особенностей детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.