Школьный историко-краеведческий музей
«Возвращение к истокам»
Номинация «Школьный музей»
Учётная карточка школьного музея |
Свидетельство № 18632 |
|
Наименование |
Школьный историко-краеведческий музей «Возвращение к истокам» |
|
Профиль музея |
История и краеведение |
|
Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Зеленковой |
|
Адрес (индекс, населённый пункт, ул., д., к.) |
346860 Ростовская область, Неклиновский район с.В-Ханжоновка, улица Школьная 2 |
|
Телефон с кодом города |
8(86347) 53-6-49 [email protected]
|
|
Сайт музея |
Информация о музее размещена на сайте МБОУ ВХанжоновской СОШ |
|
Дата открытия музея |
2 сентября 2009 года |
|
Устав школьного историко-краеведческого музея «Возвращение к истокам» 1.Цели и задачи музея.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданскопатриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
1.1 Музей истории и краеведения «Возвращение к истокам»
с.В-Ханжоновка МБОУ В-Ханжоновской СОШ создан в 2009 году на основании приказа по школе № 12 от 2 сентября 2009 года.
1.2 Профилем работы школьного музея является историческое краеведение.
1.3 Задачами школьного музея являются:
- охрана и пропаганда подлинных памятников (истории, культуры, природы и т.д.) путем выявления, изучения, сбора и хранения музейных предметов;
- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами; - организация культурно-методической и иной деятельности, разрешенной законом; - развитие детского самоуправления.
2. Учредитель и учредительные документы музея.
2.1 Учредителем данного музея является МБОУ В-Ханжоновская СОШ
2.2 Учредительным документом школьного музея является приказ по школе № 12 от 2 сентября 2009 года
2.3 Допускается совместное учредительство музея. Отношения между образовательным учреждением и другими учредителями школьного музея определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.4 Деятельность музея регламентируется Уставом (Положением)
3. Организация и деятельность музея.
3.1 Общее руководство деятельностью школьного музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
3.2 Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, учитель истории Саенко М.В., назначенная приказом по школе за № 12 от 2 сентября года
3.3 Актив школьного музея состоит из 15 обучающихся 5-11 классов, входящих в состав историкокраеведческого кружка «Возвращение к истокам»
3.4 Собрание актива музея проходят с периодичностью 1 раз в месяц.
4. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.
4.1 Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета основного и вспомогательного фонда.
4.2 Экспозиция музея размещена в помещении школы площадью 38 кв.м. Кабинет № 29.
4.3 Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет директор образовательного учреждения или лицо, назначенное приказом по образовательному учреждению.
4.4 Хранение в школьном музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
4.5 Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгметаллов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с существующим законодательством.
5. Реорганизация (ликвидация) музея.
Вопрос о реорганизации (ликвидации) школьного музея, а также о судьбе его коллекции решается Советом школьного музея
Краткая биография руководителя школьного историко-краеведческого музея «Возвращение к истокам» Саенко Майи Владимировны.
Майя Владимировна родилась в селе В-Ханжоновка Неклиновского района Ростовской области. Окончила Таганрогский государственный педагогический институт. В В-Ханжоновской средней школе работает с 1993: сначала в должности старшей вожатой, зам.директора по ВР, в настоящее время учителем истории и обществознания. В 2009 году благодаря усилиям обучающихся, педагогическому составу и администрации в школе открывается музей, и Майя Владимировна становится его руководителем. Майя Владимировна внесла значительный вклад в развитие школьного музея: ведется краеведческая, поисковая и гражданско-патриотическая работа пополняются фонды музея, ведется сотрудничество с различными общественными организациями. Не одно поколение выпускников школы выросло, участвуя в музейной деятельности. Краеведы являются постоянными участниками конкурсов и мероприятий различных уровней «Славен Дон», «Отечество», «Поиск.Находки.Открытия», «Моя малая Родина», «Хранители воинской славы», «Российский День истории», участвуют в работе краеведческих и поисковых конференций.
В 2008 году встал вопрос о выборе темы для проекта «Я – гражданин России», коллектив школы решил однозначно - это будет тема «Создание школьного историко-краеведческого музея». Проект вошел в 10-ку лучших проектов Неклиновского района. Занял III место в районе. Начался сбор материалов. Учителя и ученики находили экспонаты и приносили их в школу. Сначала экспонаты располагались в кабинете директора Безугловой В.А., которая первая стала вдохновителем и организатором музейного дела, но когда их стало много, для музея было выделено помещение на втором этаже нового здания школы. 2 сентября 2009 года вышел приказ об открытии музея.
В 2009-2011 годах помещение музея располагалось в маленькой комнате. Было 4 раздела «История школы», «Ханжоновская слободка», « Сельский быт», «Подвиг солдата бессмертен». Не смотря на это, в музее проходили экскурсии для учеников, выпускников и гостей школы.
Постепенно коллекция экспонатов пополнялась, и появился новый раздел, который мы назвали « Страна Советов», в связи с этим музей был переведен в более просторное помещение.
Продолжая поисковую и исследовательскую работу, участники музея сотрудничали с различными общественными организациями, помогали в поиски восстановления забытого имени и участвуя в открытии памятников и уточнении сведений о них. Таким образом в 2016 году открылся раздел «Эхо Чернобыля». Председатель районного объединения «Союз-Чернобыль» Недбайло И.М. подарил музею свои награды, икону, а местные чернобыльцы помогли в оформлении стендов. подарил в школь Активистами различных лет оформлялись экспозиции, стенды, реставрировались экспонаты. Ребята сотрудничали с жителями села, и те помогали школьному музею пополнять фонды.
Уже в 2010 году музей занял 1 место в районном конкурсе школьных музеев «Хранители воинской славы». В 2015 году музей награжден дипломом 2 степени. В 2016 году музей выдано свидетельство.
В 2020 году руководитель школьного музея Саенко М.В. написала главу «Великая Отечественная война на территории Неклиновского района». Глава предназначена для учебного пособия.
Сегодня активисты музея и их руководитель Саенко М.В. работают над двумя проектами по тематике Конкурса 1. Пишут Книгу памяти В-Ханжоновского сельского поселения, используя все данные которые смогли найти о погибших воинах-односельчанах
(Рабочий вариант титульного листа Книги памяти)
2. Восстанавливают фамилии на братской могиле села. Где на плите допущены ошибки в двух фамилиях, и по данным Сведений ОБД-мемориал и других сайтов захоронены не 8 воиновосвободителей села, а 19 солдат.
Также по сведениям Государственного архива Ростовской области в этой же могиле односельчане похоронены, погибшие в годы Гражданской войны. Документы собраны, и теперь актив музея и администрация школы хочет ходатайствовать перед районным военкоматом Неклиновского района о восстановлении справедливости и установлении дополнительных плит на братской могиле «Клятва у знамени».
Поисково-собирательское
В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую школьникам. Начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. Вся документация, составленная во время поисковоисследовательской деятельности, представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка. Экскурсоводом у нас может быть то, кто умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы:
проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Информация о численности музейных экспонатов по тематике Конкурса с краткой характеристикой и фотографиями наиболее ценных из них
По тематике конкурса в разделе «Подвиг солдата бессмертен» хранится 53 экспоната основного фонда.
Также имеются более 50 экспонатов вспомогательного фонда: исследовательские работы обучающихся, эссе и сочинения по теме Великая Отечественная война.
В музее имеются и электронные ресурсы: презентации, приуроченные к Дням славы России, видеофильмы патриотического содержания, электронная книга памяти В-Ханжоновского сельского поселения, документы из архивов сайта ОБД-Мемориал, в которых содержаться сведения о погибших односельчанах и ветеранах, вернувшихся с войны, фотографии участников Великой Отечественной войны.
Фото |
Краткая характеристика экспоната |
|
Гильзы от патронов и снарядов. Найдены на территории ВХанжоновского сельского поселения в различное время жителями наших сел |
|
Газета «Красная звезда» от 10 мая 1945 года. Передана в музей в 2010 году жительницей х.Петропавловский Васильевой Ольгой Тимофеевной. Хранилась за портретами в ее доме. |
Газета «Правда» от 9 мая 1945 года |
|
Немецкие каски, баночка из под леденцов, остатки мин и замков от ящиков со снарядами. |
|
Мина найдена в х.А-Пудовой жителейм Москалюк Михаилом Аркадьевичем и передана им в 2013 году в школьный музей. |
|
Пушечное ядро. Данный предмет найден семьей Васильевых в своем дворе при раскопке фундамента для гаража. Был передан в школьный музей учеником 3 класса Васильевым Даниилом |
Гильза снаряда Времен Великой Отечественной войны. Передана жителем х.Н-Козловский Саенко А.В. в 2010 году. Найдена им при раскопке фундамента. |
|
Немецкая каска. Передана в музей учеником 9 класса Васиным Иваном в 2015 году. Каску нашел в заброшенном доме на чердаке в х.Н-Иловайском. Шлем модели М1940 солдат вермахта. В Германии с приходом Гитлера к власти каскам также уделили достаточно внимания. Однако шлем обр. 1916 г оказался столь совершенен, что изменить в нём оказалось что-либо трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой короткие 8 мм трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме и служившие для крепления дополнительной лобовой бронепластины. Было сочтено, что в этих отверстиях нет надобности. В 1935 г в связи с в вводом обязательной воинской повинности в Германии было налажено выпуск касок модели М35, в 1940 г была принята каска М1940. |
|
Извещение о смерти Ситникова Дмитрия Семеновича, жителя с.ВХанжоновка погибшего в годы Великой Отечественной войны. Передана внучкой Каракоц Т.И. в музей школы в 2010 году. |
Солдатский ремень участника Великой Отечественной войны, проживавшего в х.А-Щербаков. Передан в школу его правнуком Гаркушей Виктором |
|
|
Фотография воина-освободителя села В-Ханжоновка Галухина Ивана Георгиевича (1923-5.09.1943г). Погиб при освобождении нашего села и похоронен в братской могиле «Клятва у знамени» в центре с.ВХанжоновка. В честь него названа улица в этом селе. Поставлена табличка. Фотография передана мамой солдата в 1965 году. И подарена в школу |
|
Остатки газеты найдены за портретом в доме жителя х.НКозловский Саенко Виктора Ивановича. Название газеты не указано. Но из заметок в газете точно известно, что она выпущена весной 1941 года. В ней говориться о посевной на территории Неклиновского района, в те годы Федоровского, а некоторые писали Таганрогского района. А также там есть сведения о посевной в нашем поселении и указаны имена жителей села Талалаевка и ВХанжоновка, даны названия колхозов тех времен. (Название колхозов установили активисты музея) |
Наличие при музее клуба, кружка, поискового отряда и других общественных объединений патриотической направленности, направления их деятельности и результаты.
На базе школьного музея осуществляют свою деятельность краеведческий кружок «Мой край, родной», который работает в историко-краеведческом направлении, и поисковый отряд «Возвращение к истокам», который осуществляет большую поисково - исследовательскую работу по сбору материала об односельчанах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Помогаем родственникам в розыске информации о своем ветеране.
В результате нашей поисковой деятельности по направлению «Подвиг солдата бессмертен» были собраны: 1. Созданы таблички с фото ветеранами для Бессмертного полка
2. Созданы знамена памяти
3. Документы о награждениях, вырезки из газет, газеты и др.
4. Уточнены списки ветеранов Великой Отечественной войны В-Ханжоновского поселения
5. Составлены презентации:
- Мы будем помнить
- Ветераны, погибшие на войне (электронное приложение)
- Ветераны, вернувшиеся с войны (электронное приложение)
- Мы помним, мы гордимся! (электронное приложение)
- А.Д.Зеленкова –связная отряда «Отважный -2» (электронное приложение)
- Была война (электронное приложение)
-Памятники нашего села ( электронное приложение)
6. Написаны исследовательские работы «Братская могила», «Была война», «Зеленкова А.Д- связная партизанского отряда «Отважный 2» и др.
7. Создан социально-гражданский проект «Мы будем помнить», занявший 3 место в районе.
8. В 2012 году к Памятнику-обелиску села была добавлена плита с 27 именами погибших воинов-односельчан, чьи имена не были выбиты на плитах. Имена их установил поисковый отряд. За свою работу поисковики были награждены грамотами Ростовского областного клуба
«память-поиск»
9. Создается Книга памяти В-Ханжоновского сельского поселения
10. Написаны эссе и сочинения «Расскажи о своем защитнике», «Солдатский медальон»
11. В 2014 году староста поискового отряда Саенко Валерия посетила специализированную смену по поисковой работе во всероссийском лагере «Орленок» на Черном море. Где в составе своего отряда заняла 1 место в конкурсе представления поисковой работы своего региона.
12. Участвуем во всероссийском конкурсе «Поиск. Находки. Открытия»
13. Разместили на сайте Карта Памяти информацию о памятниках своего поселения.
14. Выступаем на различных конференциях и делимся опытом своей работы
Ребята ведут поисковую работу на базах различных сайтов. В результате поиска они выяснили , что в братской могиле села «Клятва у знамени» захоронено не 8 а 19 воинов-освободителей села. И сейчас собирают материалы для того, чтобы обратиться с ходатайством в районный военкомат об установке дополнительных плит на памятник.
На базе музея согласно программе проходят экскурсии для обучающихся, сотрудников, выпускников школы, обучающихся других школ, односельчан:
1. Обзорная экскурсия
2. Жизнь крестьян В-Ханжоновского поселения
3. Чернобыль. Страшная трагедия.
4. История школы
5. Война на территории В-Ханжоновского поселения
6. Обратно в СССР
7. Памятники нашего села.
В план подготовки экскурсии входит:
1. Определение темы экскурсии.
Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.
Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.
Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.
3. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
ЗАНЯТИЕ №1 Введение. Профессия – экскурсовод.
Требования к экскурсоводу (знание материала, культура речи, владение методикой)
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность.
ЗАНЯТИЕ №2 Тема и цель экскурсии. Изучение темы.
Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Практическое занятие: Распределение тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её цели.
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов (объектов). Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания. ЗАНЯТИЕ№ 3 Отбор экспонатов (объектов) и составление маршрута.
Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь.
Отбор соответствующих экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление маршрута экскурсии.
ЗАНЯТИЕ №4 Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста).
Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии.
Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой.
Определение содержания подтем применительно к отобранным экспонатам (объектам).
Соразмерность отдельных частей содержания. Учёт времени. Логические переходы, их варианты. Выводы и обобщения в экскурсии. Заключение, её содержание.
Занятие №5 Экскурсионные методы и приёмы.
Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приёмы сравнения и мыслительной реконструкции. Метод рассказа и его основные приёмы. Требования к языку экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы, его варианты и условия использования. Использование «портфеля» экскурсовода. Элементы ритуала на экскурсии. Контакт экскурсовода с группой.
ЗАНЯТИЕ №6 Отработка и проведение экскурсии.
Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии. Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной экскурсии. Запись экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии.
День недели, время |
Мероприятия |
Понедельник 15.00-16.00 |
Методическая работа-подготовка школьных и внешкольных мероприятий |
Вторник 14.50-15.30 |
Заседание Совета музея и лекторской группы |
Среда 9.00-15.00 |
День проведения экскурсий, викторин, конкурсов |
Четверг 9.00-17.00 |
Работа исследовательского кружка « Мой край родной» |
Пятница 14.00-14.40 |
День проведения экскурсий, викторин, конкурсов |
Перечень основных мероприятий, организуемых музеем по тематике Конкурса 1. Дни воинской славы
2. Митинги у памятников В-Ханжоновского сельского поселения
3. Шествие памяти 8 мая
4. День памяти. Возложение цветов.
5. Участие в конференциях и семинарах, с целью распространения опыта поисковой работы.
6. Автопробег по местам Боевой славы
7. Организация поздравления вдов и тружеников тыла Великой
Отечественной войны
8. Экскурсии по местам боевой славы нашего региона
Шефство над местными объектами военно-культурного и исторического наследия В нашем селе есть три святыни: братская могила воинам-освободителям села «Клятва у знамени», Памятник-мемориал погибшим воинам-односельчанам, Памятник ветеранам, вернувшимся с войны, и которых нет уже с нами.
Название памятника |
Фото |
Шефство |
|
1.
|
Памятник-мемориал погибшим воинамодносельчанам в годы Великой Отечественной войны |
|
Активисты музея- обучающиеся МБОУ ВХанжоновской СОШ. Традиция шефство над памятниками у нас зародилась давно. Мы помогаем сельской администрации высаживать цветы у обелисков, приводить в порядок территорию памятников в любое время года. Уход за могилой неизвестного солдата с 2003 года ведет Гущенко С.А(учитель). Припроведении торжественных мероприятий и митингов посвященным памятным дням нашей Родины активисты в составе своих классов несут Вахту памяти, участвуют в Шествии памяти, проводят митинги у обелиска и просто организовывают возложение цветов.
|
|
2. Памятник «Клятва у знамени» (братская могила) |
|
|
|
3. Могила неизвестного солдата на кладбище в селе В-Ханжоновка |
|
|
4. Памятник ветеранам – участникам Великой Отечественной войны
|
|
Актив музея в 209-2010 учебном году |
Фото актива |
Саенко Ксения Дяченко Светлана Курочка Виктория Шевченко Юлия Синчук Дарья Саенко Светлана Клименко Ирина Столбцов Максим |
|
Актив музея в 2010-2011 учебном году |
Фото актива |
Саенко Ксения Дяченко Светлана Курочка Виктория Шевченко Юлия Синчук Дарья Саенко Светлана Боцман Екатерина
|
|
Актив музея в 2012-2013 году
|
Фото актива |
Саенко Ксения Ансимов Владислав Ковалев Роман Пилипенко Наталья Гуртовенко Александра Курочка Виктория Шевченко Юлия Комашня Ксения Синчук Дарья |
|
Актив музея в 2014-2015 годах |
Актив с учениками школы |
Синчук Дарья Горбанева Виктория Комашня Юлия Саенко Валерия Верхотурова Оксана Филимонова Алина Гайдуенко Даниил Васильева Мария Василевская Виктория Волобуева Вероника |
|
Актив Музея в 2016-2017 годах |
Дипломы и сертификаты участников мероприятий |
Саенко Валерия Верхотурова Оксана Филимонова Алина Василевская Виктория Волобуева Вероника Васильева Мария Яковенко Виктория |
|
Актив музея в 2018-2019 годах |
Грамота и фото |
Пилипенко Анастасия Сухенко Светлана Куликова Алена Стопай Мария Яковеко Виктория Пилипенко Анна Маштакова Елизавета Морозова Дарья |
|
В 2020 году активом школьного музея и главными помощниками руководителя музея являются :
Пилипенко Анастасия ученица 9 класса, староста актива.
Сухенко Светлана ученица 9 класса
Куликова Алена ученица 9 класса
Стопай Мария ученица 10 класса
Яковенко Виктория ученица 11 класса
Пилипенко Анна ученица 8 класса
Маштакова Елизавета ученица 8 класса
Морозова Дарья ученица 6 класса
Покивайлова Арина ученица 7 класса
Сидоренко Эмма ученица 9 класса
Обучающиеся активно участвуют в деятельности школьного музея, помогают в проведении экскурсий, мероприятий, ведут исследовательскую и поисковую деятельность. Выступают и участвуют в различных конкурсах, конференциях. В электронной базе школьного музея хранятся их работы. За свою деятельность ребята награждены грамотами различных уровней.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.