Национальная система учительского роста - это усовершенствованная система аттестации педагогов, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.
23 декабря 2015 года на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, проходившего под председательством Президента РФ, Правительству были даны поручения. Одно из них:
П
«обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных актов».
«Дорожная карта» (Приказ Минобрнауки РФ № 703 от 26 июля 2017 г. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») МОиН РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста»)
Ключевые мероприятия:
установление новых должностей педагогических работников – 2017 г.
внесение изменений в Федеральные образовательные стандарты ВО и СПО по направлению «Образование и педагогические науки» – 2017 г.
разработка нового Порядка проведения аттестации – 2017 г.,
внесение изменений в профстандарт «Педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций – 2018 г.
внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам – 2019 г.
составление и апробация контрольных измерительных материалов – 2020 г.
разработка разноуровневых программ повышения квалификации по итогам апробации новой системы аттестации – 2020 г.
Срок реализации - до 2020 г.
Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:
• план (конспект) урока,
• видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,
• образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),
• рефлексивный самоотчет.
Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.
Примеры трудовых действий для новых должностей: старшего и/или ведущего учителя
посещение и анализ уроков учителей (например, в ходе апробации нового элективного курса )
осуществление методического сопровождения учителей – участников муниципального и/или регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России»
проведение тематических методических семинаров для учителей, например:
– профилактике типичных ошибок обучающихся в ходе ГИА;
– совершенствованию подготовки к участию в олимпиадах одарённых детей;
– коррекции развития базовых компетенций у детей, имеющих задержки в психофизическом развитии, и т. д.
Механизмы оценки в системе аттестации
В настоящее время | Согласно предлагаемой модели НСУР |
Оценка компетенций педагогов с использованием ЕФОМ, 2016 г.
Предметные
компетенции
Высокий уровень предметной подготовки
10% педагогов показали низкий уровень, не выполнив простейшие базовые задания, что говорит о необходимости их серьёзной переподготовки
Методические компетенции
Низкий уровень методической подготовки,
недостаточный уровень владения приёмами объективного оценивания результатов
обучения
Психолого-педагогические компетенции
Не оценивались
Коммуникативные компетенции
Не оценивались
Проблемы введения НСУР
Недостаток конкретной информации о преобразованиях, определяющих профессиональную жизнь педагога и построение карьеры
«Терминологическая сшибка» – расхождение в формулировании трудовых функций и действий согласно Профстандарта и групп профессиональных компетенций, подлежащих независимой оценке и дальнейшему совершенствованию
Недостаточная подготовленность педагогов к новому уровню требований
Необходимость оперативного роста профессионально-педагогических компетенций для работы с разнородными категориями обучающихся
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
решение следующих задач: … внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.