Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».
Задачи:
Определить критерии эффективного урока.
Выяснить формы организации эффективного урока.
Выявить и сформулировать приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
Осознать необходимость проведения анализа урока.
Развитие умений работать сообща.
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом.
Галилео Галилей
быть востребованным в
высококонкурентном и
высокотехнологичном
мире;
должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Научить учиться!
«Наша новая школа»
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды УУД
Современный урок
Критерии и показатели | Современная школа | Традиционная школа |
1.Интерес и мотивация | Целенаправленно создается учителем | Не создается |
2.Целеполагание урока | Цель урока согласуется в обсуждении с учениками | Цель урока задается учителем |
3.Характер учебных заданий | Проблемный поисковый. Творческий | Репродуктивный. |
4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем | Сопоставимо | Учитель говорит значительно больше, у учащихся преобладает слушание |
Критерии и показатели | Современная школа | Традиционная школа |
5.Активность ученика на уроке | Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения | Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера |
6.Преобладание стиля общения«учитель-ученик» | Диалогический | Монологический(со стороны учителя0 |
7. Тип урока | Урок-исследование, защита проекта, игровой урок урок-конференция и т.д. | Традиционный урок |
8.Психологич. климат урока | Положительное эмоциональное воздействие, комфортность | Напряженность, страх, смятение |
9.Рефлексия урока | Присутствует | Отсутствует |
10.Приёмы, методики, технологии преподавания | Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания | Типовые учебные планы и методики |
Изменение представления учителя о современном уроке
17
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия; игрушки;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Формы организации эффективного урока
Урок- викторина
Урок- поиск
Проектный урок
Урок-экскурсия
Урок – экспедиция
Урок без учителя
Стихотворно-музыкальный урок
Урок пресс- конференция
Урок взаимообучения
Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
Интегрированные уроки
Урок – фантазия
Урок – сказка
Урок- спектакль
Урок- лекция
И другие
Приемы эффективности урока
Соуправление классом
Способы повышения интереса
Приемы обучения с помощью органов чувств
Приемы конструирования вопросов
Приемы сочинительства
Прием «Найди ошибки»
Подготовка учеников к докладам
Иллюстрирование тетрадей
Технология «Пластилин»
Технология «Коллаж»
Технология «Диспут»
Технология «Дебаты»
Игры-тренинги
Способы повторения
Устный опрос
Письменный контроль
Взаимоопрос по цепочке
Виды домашних заданий
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
Знаю | Умею | Хочу |
Знаю | Узнал новое | Хочу узнать подробнее |
Циклы. Переменные и действия над ними. | Как найти сумму нескольких чисел | Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота |
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием “Написание синквейна”
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное.
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Личностные действиям
Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Личностные действия
. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:
А удивление рождает желание больше узнать;
«Познание начинается с удивления».Аристотель
Тема урока в 7 классе «Народы»
- Для чего женщины Африки, племени мурси, так себя уродуют?
4
Работа в контурных картах
1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
Этапы формирования учебных действий на уроках географии
Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы :
Прием “Написание эссе”
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Лекция со стопами”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Приём «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием “Составление кластера”
“Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Пути
повышения
эффективности
урока
Применение
современных
технологий
Совершенствование
профессионализма
педагога
Личностно-
ориентированный
подход
Постановка
конкретных
целей и задач
Мониторинг
достижения
планируемых
результатов
Современное
оснащение
учебного процесса
формы
методы
приёмы
со
слабоуспев.
с одарёнными
Работа по
ИП
Грамотное
планирование
урока
психолог.
перестройка
повышение
мотивации
вытработка
новых
компетент.
Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся.
«Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока.
Методологически грамотный учитель
Формирует аналитические способности
Развивает интерес к обучающему процессу
Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания
Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями
Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы
действенное средство
совершенствования профессионально-
педагогического мастерства
Что дает анализ урока педагогу?
Вместо послесловия...
«Школа- не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей».
А А. Захаренко - народный учитель
Использованные ресурсы
Центр системно - деятельностной педагогики «Школа 2000...»
http://sch2000.ru
Проектная деятельность
http://xs.ms45.edu.ru
Синквейн http://images.yandex.ru
Кластер. Сайт Солнечный Селезнёвой Елены http://www.selezneva-lichnost.ru
Матричная модель анализа урока. Школьная тема. http://www.uznaem-kak.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.