«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Учитель географии МОУ «Школа № 88 г.Донецка»
Даниленко маргарита Алексеевна
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».
Задачи:
Определить критерии эффективного урока.
Выяснить формы организации эффективного урока.
Выявить и сформулировать приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
Осознать необходимость проведения анализа урока.
Развитие умений работать сообща.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции
В.А.Сухомлинский
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом.
Галилео Галилей
быть востребованным в
высококонкурентном и
высокотехнологичном
мире;
должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Научить учиться!
«Наша новая школа»
“Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”. Бернард Шоу
Слово «эффективность»
в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды УУД
Приобретение знаний
Первичный опыт и
мотивация
Тренинг в применении знаний,
самоконтроль и коррекция
Контроль
Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу?
Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Деятельность учителя и ученика
Профессионализм педагога
Педагогические технологии
Содержание
Урок
Современный урок
Критерии и показатели | Современная школа | Традиционная школа |
1.Интерес и мотивация | Целенаправленно создается учителем | Не создается |
2.Целеполагание урока | Цель урока согласуется в обсуждении с учениками | Цель урока задается учителем |
3.Характер учебных заданий | Проблемный поисковый. Творческий | Репродуктивный. |
4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем | Сопоставимо | Учитель говорит значительно больше, у учащихся преобладает слушание |
Критерии и показатели | Современная школа | Традиционная школа |
5.Активность ученика на уроке | Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения | Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера |
6.Преобладание стиля общения«учитель-ученик» | Диалогический | Монологический(со стороны учителя0 |
7. Тип урока | Урок-исследование, защита проекта, игровой урок урок-конференция и т.д. | Традиционный урок |
8.Психологич. климат урока | Положительное эмоциональное воздействие, комфортность | Напряженность, страх, смятение |
9.Рефлексия урока | Присутствует | Отсутствует |
10.Приёмы, методики, технологии преподавания | Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания | Типовые учебные планы и методики |
Изменение представления учителя о современном уроке
17
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия; игрушки;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?
От чего зависит эффективность урока?
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
Формы организации эффективного урока
Урок- викторина
Урок- поиск
Проектный урок
Урок-экскурсия
Урок – экспедиция
Урок без учителя
Стихотворно-музыкальный урок
Урок пресс- конференция
Урок взаимообучения
Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
Интегрированные уроки
Урок – фантазия
Урок – сказка
Урок- спектакль
Урок- лекция
И другие
Приемы эффективности урока
Соуправление классом
Способы повышения интереса
Приемы обучения с помощью органов чувств
Приемы конструирования вопросов
Приемы сочинительства
Прием «Найди ошибки»
Подготовка учеников к докладам
Иллюстрирование тетрадей
Технология «Пластилин»
Технология «Коллаж»
Технология «Диспут»
Технология «Дебаты»
Игры-тренинги
Способы повторения
Устный опрос
Письменный контроль
Взаимоопрос по цепочке
Виды домашних заданий
Приемы эффективного урока
«Корзина идей»
Составление кластера
«Пометки на полях»
Составление маркировочной таблицы ЗУХ
Написание синквейна
Написание эссе
«Лекция со стопами»
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
Знаю | Умею | Хочу |
Знаю | Узнал новое | Хочу узнать подробнее |
Циклы. Переменные и действия над ними. | Как найти сумму нескольких чисел | Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота |
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Игра «Ассоциация»
Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТНОСТЬ
К – компетентность,
Прием “Написание синквейна”
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное.
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Личностные действиям
Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Личностные действия
. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:
А удивление рождает желание больше узнать;
«Познание начинается с удивления».Аристотель
Тема урока в 7 классе «Народы»
- Для чего женщины Африки, племени мурси, так себя уродуют?
4
Работа в контурных картах
1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
Этапы формирования учебных действий на уроках географии
Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы :
Прием “Написание эссе”
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Лекция со стопами”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Приём «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием “Составление кластера”
“Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить
Пути
повышения
эффективности
урока
Применение
современных
технологий
Совершенствование
профессионализма
педагога
Личностно-
ориентированный
подход
Постановка
конкретных
целей и задач
Мониторинг
достижения
планируемых
результатов
Современное
оснащение
учебного процесса
формы
методы
приёмы
со
слабоуспев.
с одарёнными
Работа по
ИП
Грамотное
планирование
урока
психолог.
перестройка
повышение
мотивации
вытработка
новых
компетент.
Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся.
«Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока.
Методологически грамотный учитель
Формирует аналитические способности
Развивает интерес к обучающему процессу
Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания
Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями
Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы
действенное средство
совершенствования профессионально-
педагогического мастерства
Что дает анализ урока педагогу?
Учитель – какой он?Синквейн
Учитель.
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
Учитель – какой он?Синквейн
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Вместо послесловия...
«Школа- не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей».
А А. Захаренко - народный учитель
Использованные ресурсы
Центр системно - деятельностной педагогики «Школа 2000...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.