УД «Основы учебно-исследовательской деятельности»Тема: «Методология педагогической науки»
Методический материал к занятию
Методология - ?
Методология научного познания – это учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Важная задача – методологическое обеспечение исследовательской работы.
Уровни методологии
Философские знания.
Общенаучная методология (системный подход, характеристика разных типов исследования, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и др.).
Конкретно-научная методология (совокупность методов, принципов исследования в какой-либо научной дисциплине, например, в педагогике).
Технологический уровень (включает набор процедур и методик, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которого он включается в массив научного знания).
Содержание методологической культуры:
методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность);
способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.
Различие методологической культуры
Ученый
Педагог
Получает научные педагогические знания, «производит» их
Использует эти знания
Совокупность трех составляющих
Обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности педагога, характеризуют его как творческую личность.
Общее в методологической культуре
Ученого
Педагога
Решение интеллектуальных задач в области педагогики
Направленность исследований
Психологические - на поиск эффективных механизмов психического развития.
Социологические –выявляют запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам.
Валеологические и медицинские – на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников.
Педагогические (прикладные) – связаны с функционированием и развитием образователь-ного процесса, носят комплексный характер.
ФГОС ДО
Задачи развития личности
Любое исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, т.е. раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы мотивации, установок, творческого мышления личности, условия ее здорового психического и физического развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.