Романтизм
Выполнила:
Галиуллина Назгуль
Группа 12Ф
Проверила: Габитова
Татьяна Николаевна
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.
Литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса
17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие:
❑ народность;
❑ высокие гуманистические идеалы;
❑ гражданственность и чувство национального самосознания;
❑ патриотизм;
❑ поиски социальной справедливости.
Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
I половина XIX в. : II половина XIX в. :
❑сентиментализм; ❑критический
❑романтизм; реализм
❑реализм
Важнейшие исторические события в России и в
Европе
Начало XIX в. было ознаменовано рядом событий, имевших большое влияние на развитие русской литературы:
❑открытие 19 октября 1811 г. в Царском Селе Лицея;
❑Отечественная война 1812 г.;
❑смерть Наполеона и смерть Байрона;
❑ восстание и поражение декабристов (1825 г.);
❑победы России в войнах с Персией и Турцией
(1826—1829 гг.);
❑французская революция (1830 г.);
❑ подавление освободительного восстания в Польше (1831 г.).
Разработка правил и норм русского
языка
Разработка
основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве
писателей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.
Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику".
В I половине XIX получило развитие газетное и журнальное дело
Зарождение нового публицистического жанра —
литературно-критической статьи
• Одной из главных фигур в литературной критике начала века был В.Г. Белинский, открывший русскому читателю целую плеяду талантливых
Белинский поэтов и прозаиков.
Виссарион Григорьевич (1811-1848)
Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Крупнейшим представителем
сентиментализма
был
Н.М. Карамзин.
Большое распространение
получили такие жанры, как
путешествие,
воспитательный
роман, роман в Н.М.Карамзин
(1766-1826)
письмах, элегия, послание, идиллия.
Становление романтизма
Романтиков
интересовали истоки рождения мощных характеров на родной почве, что плодотворно
отразилось на развитии национальных культур.
Интерес к истории cвoeгo народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений В.А.Жуковский
Пушкина, Лермонтова. (1783-1852)
Баллада В.А.Жуковского «Светлана»
Большую
роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков.
Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха,
поиски новых художественных форм, |
К. Н.Батюшков (1787-1855) |
глубокий психологизм
«Натуральная школа»
Термин впервые был употреблен
Ф.В.Булгариным как презрительная кличка в адрес литературной молодежи 1840-х годов.
Термин был переосмыслен В.Г.Белинским:
«натуральное- правдивое изображение действительности».
Писатели «натуральной школы»
Основные принципы «натуральной школы»:
❑подражание действительности;
❑создание «энциклопедии русской жизни. Основные жанры «натуральной школы» — очерк, социальная повесть, социальнопсихологический роман.
Писатели этого направления отдавали приоритет социальной проблематике, развивали темы «маленького человека», «героя времени», «эмансипации женщины».
А.С. Пушкин и
Н.В. Гоголь обозначили основные
художественные типы
А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь создали художественные типы, над которыми станут работать писатели в течение всего XIX в.: тип «лишнего человека» и тип «маленького человека».
Тема «маленького человека в повести
Н.В.Гоголя «Шинель»
Тема «маленького человека в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Русская
литература продолжает изображать пороки и недостатки российского общества
В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее
"золотым веком". Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя,
Белинского и Герцена, Тургенева и Достоевского. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских
художников, писателей, музыкантов, архитекторов.
Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими
процессам, происходившими в жизни страны. В
середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.