Презентация на тему: "Селекция растений"

  • ppt
  • 23.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала селекция растений.ppt

Николай Иванович Вавилов (1887-1943)

1

Центры происхождения культурных растений

1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________
2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________
3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________
4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)._____________________________
5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. _____________________________
6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________
7.Картофель, ананас, хинное дерево. _______________________

Задание: впишите названия центров

2

1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений).ЮЖНОАЗИАТСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ
2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ
3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ЮГО-ЗАПАДНОАЗИАТСКИЙ
4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)СРЕДНЕЗЕМНОМОРСКИЙ
5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. АБЕССИНСКИЙ
6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатникЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ
7.Картофель, ананас, хинное дерево ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ

Центры происхождения культурных растений

3

Взаимооценка

5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2-3 ошибки
2 балла – больше 3-х ошибок

4

Селекция растений

5

Методы селекции растений

Задание: Запишите пропущенные методы селекции и приведите
примеры растений(устно) на каждый метод, используя текст параграфа 33 стр.80-81

Методы селекции растений

1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Из исходного материала отбирают ряд особей с определенными фенотипическими признаками. Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.
2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией.

Основные методы селекции растений:

8

Гибридизация — основной метод селекции растений. Гибрид (от латинского hybrid— помесь) получают от скрещивания двух растений, относящихся к разным разновидностям, сортам, видам и родам. При слиянии половых клеток — гамет—получается зигота, дающая начало гибридному организму.

3. Инбридинг (близкородственное скрещивание, т.е. скрещивание особей, имеющих общих предков) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!
Аа х Аа
АА + 2Аа + аа

9


4.АУТБРИДИНГ, применяемое в селекции животных и растений скрещивание неродственных особей. Обычно такие особи не имеют ближайших общих предков и происходят из разных популяций. В результате неродственного скрещивания у потомства уменьшается вероятность присутствия одинаковых аллелей генов, то есть повышается уровень гетерозиготности.
5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы (прибавка урожая до 30%).

10

6. Отдаленная гибридизация – скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз.

11

В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид. Он скрестил редьку (2n = 18 редечных хромосом) и капусту (2n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян.
С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена.
Таким способом в дальнейшем были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др.

12

7. Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена.

Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.

Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином. Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

13

8. Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использование химических мутагенов.

14

15

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

Кроссворд «Основные понятия селекции»

Кроссворд «Основные понятия селекции»

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

О

Р

Т

Кроссворд «Основные понятия селекции»

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

О

Р

Т

Р

Я

И

Ц

А

З

И

Д

Б

И

Г

Кроссворд «Основные понятия селекции»

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

О

Р

Т

Р

Я

И

Ц

А

З

И

Д

Б

И

Г

О

Б

Т

О

Кроссворд «Основные понятия селекции»

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

О

Р

Т

Р

Я

И

Ц

А

З

И

Д

Б

И

Г

Р

А

О

П

О

О

Б

Т

О

Кроссворд «Основные понятия селекции»

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

О

Р

Т

Р

Я

И

Ц

А

З

И

Д

Б

И

Г

Р

А

О

П

О

О

Б

Т

О

Т

Ш

М

М

Домашнее задание

П.33,закончить оформление лабораторной работы

22