Презентация Образ Митрофанушки

  • pptx
  • 15.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Образ Митрофанушки.pptx

История
Митрофана

Ответить на вопрос о том, почему именно недоросль Митрофанушка становится заглавным образом комедии и главным объектом сатиры драматурга?

ЦЕЛЬ УРОКА

Особенности
характеристики образа персонажа
в драматическом произведении

Возможны ли прямые характеристики персонажа в драматическом произведении?
В каком случае они близки авторской оценке персонажа?
Вспомните, какую роль играли в комедии классицизма герои-резонёры.

Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущ. нравоучительного характера.
Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (лит.).

РЕЗОНЁР

Какие художественные средства, приёмы используются для характеристики персонажа в драматических произведениях?

Пейзаж, портрет, интерьер, поступки, оценки героя окружающими, речь, говорящее имя, диалоги, монологи, авторские комментарии.

Какие из приведённых выше приёмов не используются в драматических произведениях?

ГОВОРЯЩЕЕ ИМЯ.

1. Действительно ли Митрофанушка глуп, или он, скорее, ленив, невежествен?

НЕДОРОСЛЬ. 1. Так в России XVIII века называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. 2. Разг. ирон. Недоучившийся, глуповатый молодой человек.

2. В чём он подобен матери? В каких поступках, взглядах на жизнь он как будто копирует её?

3. Почему Простаков называет Митрофанушку маменькиным, а не батюшкиным сынком? Учтите, что фамилия матери Митрофана, сестры Тараса Скотинина, до замужества — Скотинина. Кто же он по сути,
Простаков или Скотинин?

Митрофан — в переводе с греческого языка означает «подобный матери».

ПОРТРЕТ.

Можно ли по тексту комедии «Недоросль» составить представление о портрете Митрофанушки? Попытайтесь это сделать. Какие детали в тексте помогут вам нарисовать портрет Митрофанушки? Много ли вы нашли таких деталей?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Митрофан Терентьевич — молодой дворянин, шестнадцатилетний подросток, единственный сын помещиков Простаковых, баловень родителей и любимец кормилицы Еремеевны.

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Действие четвертое, явление 8

ВНЕШНИЙ ВИД

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.

ВОЗРАСТ

«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около
зимнего Николы…»
Действие третье,
явление 5

«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».
Действие первое, явление 1

ОБРАЗОВАНИЕ

Найдите высказывания Простаковой об образовании Митрофана

(«Уж года четыре как учится...»; «Последних крох не жалеем, лишь бы сын всему выучился...» и др.).

Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его "умным и разумным дитем", что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к Митрофану: "...то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын..."
Действие 1 явление IV

Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.

Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…
Действие второе, явление 4

ОБРАЗОВАНИЕ

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»
Действие третье, явление 7

Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.
Действие третье, явление 7

ВОСПИТАНИЕ.

К чему сводится воспитание и обучение в доме Простаковых?

Объясните выражение: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-ка, на боку лёжа, летят себе в чины.
Чем же плоше их Митрофанушка?»

Почему, не видя внутренней необходимости, терпя «великие траты», Простакова учит Митрофанушку, нанимает ему учителей?

«По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет при «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать.

После этого его отправляли на военную или гражданскую службу,

разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучить сына иностранному языку, арифметике, географии, Закону Божьему. В 15 лет юноша являлся на новый смотр…»

(см.: Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин: Биография писателя. — М.; Л.: Просвещение, 1966).

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 

Митрофан — большой любитель плотно покушать.

«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?»
Действие первое, явление 4

«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Действие первое, явление 4

Митрофан и Скотинин

ЖЕСТОКОСТЬ И БЕССЕРДЕЧНОСТЬ

Однажды он видит сон, в котором мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары: "Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... Так мне и жаль стало... Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку..." 
Действие 1 явление IV

ПОДЛОСТЬ 

Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.
«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»
Действие второе, явление IV

ЦЫФИРКИН

"Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать. Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите."
(действие 3 явление VII)

Злой Митрофан также обижает своих учителей. Так, своего учителя Цыфиркина он называет "гарнизонной крысой" :

Митрофан на уроке
(сцена из спектакля)

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ К МИТРОФАНУ.

ЕГО ДОМАШНИЕ

УЧИТЕЛЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ПЕРСОНАЖИ

(работа в группах)

КАКУЮ РОЛЬ В ПЬЕСЕ ИГРАЕТ ОБРАЗ ЕРЕМЕЕВНЫ

Еремеевна

Неблагодарный Митрофанушка обижает свою няню (кормилицу) Еремеевну. Например, он называет ее "старой хрычовкой". В то же время няня Еремеевна, несмотря ни на что, готова буквально драться за Митрофана, если его кто-то хочет обидеть:

"Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю..."
(Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV)

"Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки).
Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю."
(действие 2 явление IV)

АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИТРОФАНУ

УЧАСТИЕ МИТРОФАНА
В КОНФЛИКТЕ.

Как меняется поведение Митрофана после завязки конфликта?

Почему он так активно начинает играть роль соперника своего дядюшки?

ЭКЗАМЕН МИТРОФАНУШКИ
(ДЕЙСТВИЕ 4, ЯВЛЕНИЕ 8)

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.

– РАБОТА С ТЕКСТОМ

https://www.youtube.com/watch?v=Zw2fGt_HZvc

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МИТРОФАНУШКИ 

«Матерью явленный»

Н. В. Гоголь о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».

Знаменитый историк
В. О. Ключевский полагал, что преувеличения не было:
«Эта комедия — бесподобное
зеркало. Фонвизину в ней удалось стать прямо перед русскою действительностью, взглянуть на неё просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооружёнными никаким стеклом». Учёный говорил не только о низком уровне образования и культуры,
но и о грубости нравов, неумении и
нежелании жить по закону.

Очевидно, что многое в комедии было взято из жизни русского поместного дворянства. Многие из молодых дворян действительно получали плохое домашнее воспитание и образование, часто обучались иностранными учителями (например, история Дефоржа в романе А. С. Пушкина «Дубровский»). Драматург использовал художественное преувеличение, чтобы представить сатирический образ, показать, сколь пагубно для общества и самого человека невежество.

Историк В. О. Ключевский писал: «Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».
Как вы прокомментируете это высказывание?

Василий Осипович Ключевский
(1841-1911)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Написать небольшую творческую работу «Один день из жизни Митрофанушки»

Возможные варианты работы:
а) описать тот день, который представлен в комедии (в соответствии с правилом трёх единств в драматическом произведении действие должно было разворачиваться в пределах суток);
б) описать обычный день Митрофана (до начала представленных в комедии событий).

2. Выписать из текста комедии пять особенно значимых высказываний одного из положительных персонажей (по выбору учащихся).