презентация "Обучение чтению"

  • ppt
  • 06.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обучение чтению.ppt

Обучение чтению

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых и речевых навыков и умений

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.

Задача учителя - научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:


Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала

Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых и речевых навыков и умений

Чтение как вид речевой деятельности

Содержательный план
(компоненты предметного содержания деятельности)

Процессуальный план
(Элементы процесса деятельности)

Цель чтения – раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста)

Чтение характеризуется гибкостью

Умения и навыки, обеспечивающие процесс чтения

Связанные с «технической» стороной чтения

Обеспечивающие смысловую переработку воспринятого

(восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы)

(установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста и др.)

Процесс чтения

Движения глаз читающего вдоль строки

Остановка
(пауза,
фиксация)

скачок

остановка

скачок

Восприятие слова (проговаривание во внутренней речи)
Узнавание слова (смысловая переработка)

Условная единица восприятия при чтении – слово

Единица смысловой переработки - синтагма

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам

Чтение как цель обучения.
Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в средней школе

Задача школы – обеспечить минимальный уровень коммуникативной компетентности

Уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как речевой деятельности

Ситуации чтения

Ситуации, в которых читающему необходимо только получить содержащуюся в тексте информацию

Ситуации, в которых одновременно с ее получением требуется передать ее в том же виде другим лицам

Задача школы – научить учащихся читать про себя

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам

Просмотровое чтение - составление представления о тематике книги

Ознакомительное чтение- знакомство с конкретным содержанием
книги, обращение внимания на основную информацию

Изучающее чтение -критическое осмысление информации

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам

Чтение как средство обучения.
Роль чтения как средства овладения учебным материалом
Запоминание языковых единиц в процессе чтения
Способ расширения словаря и др.

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам

Чтение

экстенсивное

интенсивное

Объект работы – содержание текста

Объект работы – содержание текста и языковой материал

Чтение

синтетическое

беспереводное

аналитическое

переводное

Чтение

без словаря

со словарем

С предварительно снятыми трудностями

С неснятыми трудностями

подготовленное

неподготовленное

Чтение

классное

домашнее

учебное
по заданию учителя

реальное, самостоятельное
по инициативе учащегося

фронтальное

индивидуальное

хоровое (вслух)

индивидуальное (вслух)

Содержание обучения чтению

Идеологическая выдержанность содержания текстов и их идейно-воспитательная ценность

Познавательная ценность текстов и научность их содержания

Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся

Принципы обучения чтению

Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс

Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке

При обучению пониманию читаемого следует опираться на овладение учащимися структурой языка, его структурными и строевыми элементами

Обучение чтению должно включать не только рецептивную, но и репродуктивную деятельность учащихся

Функционирование чтения как речевой деятельности требует автоматизации приемов ее осуществления

Обучение компонентам чтения

Умения, связанные с пониманием языкового материала а) известного учащемуся б) неизвестного ему до момента чтения
Точность образов изучаемых единиц
Быстрое восприятие
Точность понимания

2) Умения, связанные с пониманием содержания текста
Умение выделять в тексте ключевые слова
Обобщать факты
Соотносить части текста
Делать выводы
Оценивать содержание
Интерпретировать прочитанное

Обучение различным видам чтения

Условия
Следует подбирать тексты, фактический материал которых мог бы найти применение в других видах учебной деятельности учащегося

Необходимо создавать ситуации выбора учащимися текстов для чтения

Перед учащимися следует ставить задачи, аналогичные тем, с которыми они сталкиваются при чтении на родном языке – получить определенную информацию, установить идею текста, оценить его факты и т.д.

Работа по чтению текста

Требования
Адекватность задания виду чтению
Адекватность форм проверки развиваемому виду чтения
Соответствие текста виду чтения, над которым идет работа

Ознакомительное чтение

На первых порах чтение происходит в классе
как надо читать

Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении

В дальнейшем дома

А на уроке проверка понимания основных фактов и смысла текста, пересказы

Не реже раза в месяц чтение в классе
контролировать способы чтения
развивать беглость чтения

Действия учителя при подготовке к ознакомительному чтению
Намечает объекты контроля, выделяет главные факты
Выбирает форму контроля и формулирует задание

Изучающее чтение

Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера

Беглый просмотр текста, чтение заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы

Повторное внимательное чтение теста

Контроль
(Перевод на родной язык, задания)

Просмотровое чтение

Проверка понимания осуществляется при выполнении следующих заданий:

Определите, о чем статья/текст в книге (на просмотр дается 3-4 мин.)
Найдите в тексте место/раздел, где говорится о…

Спасибо за внимание!

Тест на усвоение темы

Условная единица восприятия при чтении -…

Слог
Слово
Предложение


2. К какому чтению относится характеристика «Знакомство с конкретным содержанием
книги, обращение внимания на основную информацию…» ?

Просмотровое
Изучающее
Ознакомительное

3. При ознакомительном чтении рекомендуется:

a) Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера
b) Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении
Использование коротких текстов, трудных в языковом отношении

При изучающем чтении рекомендуется:

a) Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера
b) Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении
Использование коротких текстов, трудных в языковом отношении

5. Умения выделять в тексте ключевые слова, обобщать факты, соотносить части текста, делать выводы, оценивать содержание, интерпретировать прочитанное относятся к …

Умениям, связанные с пониманием содержания текста
Умениям, связанные с пониманием языкового материала
Общеучебным умениям

6. «Беглый просмотр текста, чтение заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы» – это … чтение
Ознакомительное
Просмотровое
Изучающее

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда …

a) Мы знакомимся с конкретным содержанием
книги, обращение внимания на основную информацию
Мы устанавливаем смысловые связи между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста
Мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.

Умения и навыки, связанные с «технической» стороной чтения, это …

выделять в тексте ключевые слова, обобщать факты, соотносить части текста, делать выводы, оценивать содержание, интерпретировать прочитанное
восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы
раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме

По характеру и степени помощи учащемуся выделяют типы чтения:

Аналитическое/синтетическое
Подготовленное/неподготовленное
Фронтальное/индивидуальное


Чтение выступает как …

a) средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков
b) средство формирования произносительных и интонационных навыков
c) средство формирования языковых навыков

Спасибо за работу!