Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых и речевых навыков и умений
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.
Задача учителя - научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала
Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых и речевых навыков и умений
Чтение как вид речевой деятельности
Содержательный план
(компоненты предметного содержания деятельности)
Процессуальный план
(Элементы процесса деятельности)
Цель чтения – раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста)
Чтение характеризуется гибкостью
Умения и навыки, обеспечивающие процесс чтения
Связанные с «технической» стороной чтения
Обеспечивающие смысловую переработку воспринятого
(восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы)
(установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста и др.)
Процесс чтения
Движения глаз читающего вдоль строки
Остановка
(пауза,
фиксация)
скачок
остановка
скачок
Восприятие слова (проговаривание во внутренней речи)
Узнавание слова (смысловая переработка)
Условная единица восприятия при чтении – слово
Единица смысловой переработки - синтагма
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам
Чтение как цель обучения.
Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в средней школе
Задача школы – обеспечить минимальный уровень коммуникативной компетентности
Уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как речевой деятельности
Ситуации чтения
Ситуации, в которых читающему необходимо только получить содержащуюся в тексте информацию
Ситуации, в которых одновременно с ее получением требуется передать ее в том же виде другим лицам
Задача школы – научить учащихся читать про себя
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам
Просмотровое чтение - составление представления о тематике книги
Ознакомительное чтение- знакомство с конкретным содержанием
книги, обращение внимания на основную информацию
Изучающее чтение -критическое осмысление информации
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам
Чтение как средство обучения.
Роль чтения как средства овладения учебным материалом
Запоминание языковых единиц в процессе чтения
Способ расширения словаря и др.
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам
Чтение
экстенсивное
интенсивное
Объект работы – содержание текста
Объект работы – содержание текста и языковой материал
Чтение
классное
домашнее
учебное
по заданию учителя
реальное, самостоятельное
по инициативе учащегося
фронтальное
индивидуальное
хоровое (вслух)
индивидуальное (вслух)
Содержание обучения чтению
Идеологическая выдержанность содержания текстов и их идейно-воспитательная ценность
Познавательная ценность текстов и научность их содержания
Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся
Принципы обучения чтению
Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности
Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс
Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке
При обучению пониманию читаемого следует опираться на овладение учащимися структурой языка, его структурными и строевыми элементами
Обучение чтению должно включать не только рецептивную, но и репродуктивную деятельность учащихся
Функционирование чтения как речевой деятельности требует автоматизации приемов ее осуществления
Обучение компонентам чтения
Умения, связанные с пониманием языкового материала а) известного учащемуся б) неизвестного ему до момента чтения
Точность образов изучаемых единиц
Быстрое восприятие
Точность понимания
2) Умения, связанные с пониманием содержания текста
Умение выделять в тексте ключевые слова
Обобщать факты
Соотносить части текста
Делать выводы
Оценивать содержание
Интерпретировать прочитанное
Обучение различным видам чтения
Условия
Следует подбирать тексты, фактический материал которых мог бы найти применение в других видах учебной деятельности учащегося
Необходимо создавать ситуации выбора учащимися текстов для чтения
Перед учащимися следует ставить задачи, аналогичные тем, с которыми они сталкиваются при чтении на родном языке – получить определенную информацию, установить идею текста, оценить его факты и т.д.
Ознакомительное чтение
На первых порах чтение происходит в классе
как надо читать
Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении
В дальнейшем дома
А на уроке проверка понимания основных фактов и смысла текста, пересказы
Не реже раза в месяц чтение в классе
контролировать способы чтения
развивать беглость чтения
Действия учителя при подготовке к ознакомительному чтению
Намечает объекты контроля, выделяет главные факты
Выбирает форму контроля и формулирует задание
Изучающее чтение
Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера
Беглый просмотр текста, чтение заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы
Повторное внимательное чтение теста
Контроль
(Перевод на родной язык, задания)
Тест на усвоение темы
Условная единица восприятия при чтении -…
Слог
Слово
Предложение
2. К какому чтению относится характеристика «Знакомство с конкретным содержанием
книги, обращение внимания на основную информацию…» ?
Просмотровое
Изучающее
Ознакомительное
3. При ознакомительном чтении рекомендуется:
a) Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера
b) Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении
Использование коротких текстов, трудных в языковом отношении
При изучающем чтении рекомендуется:
a) Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера
b) Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении
Использование коротких текстов, трудных в языковом отношении
5. Умения выделять в тексте ключевые слова, обобщать факты, соотносить части текста, делать выводы, оценивать содержание, интерпретировать прочитанное относятся к …
Умениям, связанные с пониманием содержания текста
Умениям, связанные с пониманием языкового материала
Общеучебным умениям
6. «Беглый просмотр текста, чтение заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы» – это … чтение
Ознакомительное
Просмотровое
Изучающее
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда …
a) Мы знакомимся с конкретным содержанием
книги, обращение внимания на основную информацию
Мы устанавливаем смысловые связи между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста
Мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.
Умения и навыки, связанные с «технической» стороной чтения, это …
выделять в тексте ключевые слова, обобщать факты, соотносить части текста, делать выводы, оценивать содержание, интерпретировать прочитанное
восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы
раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме
По характеру и степени помощи учащемуся выделяют типы чтения:
Аналитическое/синтетическое
Подготовленное/неподготовленное
Фронтальное/индивидуальное
Чтение выступает как …
a) средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков
b) средство формирования произносительных и интонационных навыков
c) средство формирования языковых навыков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.