Презентация: Обучение на предприятии
Оценка 4.7

Презентация: Обучение на предприятии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
ppt
другое
24.04.2020
Презентация: Обучение на предприятии
Обучение на предприятии
Обучение на предприятии.ppt

Планирование и организация производственного обучения и производственной практики на предприятии

Планирование и организация производственного обучения и производственной практики на предприятии

Планирование и организация
производственного обучения и
производственной практики
на предприятии

ПЛАН 1. Цель, задачи, основные положения организации профессионально-практической подготовки в условиях производства

ПЛАН 1. Цель, задачи, основные положения организации профессионально-практической подготовки в условиях производства

ПЛАН
1. Цель, задачи, основные положения организации профессионально-практической подготовки в условиях производства.
 2. Алгоритм действий руководства ПТУЗ и мастера производственного обучения по планированию, организации и проведения производственного обучения и производственной практики учащихся ПТУЗ на предприятии (сфере услуг).
  3. Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики.
4. Методика инструктирования в разные периоды профессионально-практической подготовки.

Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики

Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики

1. Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики

Практика – заключительный период профессионально- практической подготовки учащихся ПТУЗ.
Проводится непосредственно на рабочих местах.
Цели:
- развитие и совершенствование приобретенных учащимися З, У, Н, К, которые характеризуют основы их профессионального мастерства;
- формирования квалифицированных рабочих, способных успешно выполнять работу в соответствии с ОКХ
- обеспечения социальной , психологической и профессиональной адаптации выпускников ПТУЗ в трудовых коллективах предприятий (сферы услуг).

Цель , задачи , общие положения организации производственной и предвыпускной практики

Цель , задачи , общие положения организации производственной и предвыпускной практики

1. Цель , задачи , общие положения организации производственной и предвыпускной практики

 По своим задачам и организации производственная практика существенно отличается от обучения на базе ПТУЗ.
Основные задачи практики:
• адаптация учащихся к конкретным условиям современного производства (сферы услуг) ;
• закрепление теоретических знаний и последующее совершенствование профессиональных умений и навыков;
• овладение современными технологиями и прогрессивными методами производства работ в условиях производства (сферы услуг);
• овладение опытом передовиков и новаторов производства;
• освоение установленных производственных норм качества и достижения заданного уровня производительности труда;
• развитие интереса учащихся , слушателей к избранной профессии (специальности ) и стремление к дальнейшему совершенствованию своей квалификации.

Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики

Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики

1. Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики

Производственную практику следует планировать и организовывать с учетом использования современной техники и прогрессивной технологии производства и соблюдения высокого уровня организации и безопасности труда под руководством передовиков и новаторов производства и опытных наставников.

Учебно -производственный процесс в

Учебно -производственный процесс в

Учебно -производственный процесс в ПТУЗ и производственные процессы на предприятии (сфере услуг) осуществляются независимо друг от друга. Задача руководителей ПТУЗ заключается в том , чтобы определить производственные процессы и соответствующие рабочие места, способствовать лучшей организации производственной и предвыпускной практики.
Например, отсутствие постоянных рабочих мест, где будет происходить производственное обучение и производственная практика учащихся, вызывает значительные затруднения в планировании и организации учебно -производственного и воспитательного процессов со стороны руководства ПТУЗ и мастеров производственного обучения.

Алгоритм действий руководства ПТУ и мастера производственного обучения по планированию, организации и проведения производственного обучения и производственной практики учащихся

Алгоритм действий руководства ПТУ и мастера производственного обучения по планированию, организации и проведения производственного обучения и производственной практики учащихся

 2. Алгоритм действий руководства ПТУ и мастера производственного обучения по планированию, организации и проведения производственного обучения и производственной практики учащихся ПТУЗ на предприятии (сфере услуг).

№ п/п

Срок
 выполнения

Содержание работ

Исполнители

 
 
1.

 
 За 2 месяца до начала производственной практики

 При организация производственной практики :


Изучение рынка труда и потребностей отдельных предприятий (сферы услуг) в рабочих кадрах , подготовка предложений к проекту распоряжения управления образования и науки на разрешение о проведении практики в ПТУЗ.

 
 
Директор ПТУЗ, зам. директора по УПР, старший мастер

2.

За 1 месяц до начала производственной практики

Заключение договора между ПТУЗ и предприятием ( сферой услуг ) о предоставлении рабочих мест для прохождения производственной практики

ПТУЗ,
предприятие

3.

Не позднее 1 месяца до начала производственной практики

Приказ по ПТУЗ по созданию рабочих групп по разработке или корректировке программы производственной практики или детальной программы предвыпускной практики

Директор ПТУЗ, зам.директора , старший мастер

Срок выполнения Содержание работ

Срок выполнения Содержание работ




№ п/п

Срок
 выполнения

Содержание работ

Исполнители

4.

За 1 месяц до начала производственной практики

1 . Рассмотрение программы практики на заседании методической комиссии.
2 . Согласование программы практики с заказчиком.
3 . Утверждение программы практики

Директор
ПТУЗ, представитель предприятия - заказчика , председатель метод.
комиссии

5 .

За 1 месяц до начала производственной практики

Совместное совещание педагогических работников ПТУЗ и инженерно - технических работников предприятия- заказчика по организации практики

Директор ПТУЗ, руководитель предприятия

6 .

За две недели до начала производственной практики

Подать на предприятие (сферу услуг) списки учеников , программу производственной практики , подробную программу предвыпускной практики

Мастера производственного обучения

7 .

За одну неделю до начала производственной практики

Подготовка приказа о направлении учащихся , слушателей на практику , назначение руководителей практики со стороны педагогических работников ПТУЗ

Директор ПТУЗ

Срок выполнения Содержание работ

Срок выполнения Содержание работ

№ п/п

Срок
 выполнения

Содержание работ

Исполнители

8.

До выхода учащихся на производственную практику

Подготовка дневников - отчетов для учащихся , графиков перемещения учащихся по рабочим местам .

Мастера производственного обучения

9.

За неделю до начала производственной практики

Проведение ученических собраний о задачах , программе и организации производственной практики

Мастера производственного обучения

10.

Перед началом производственной практики

Приказ о приеме учащихся ПТУЗ на практику , персональное закрепление их за рабочими местами , назначение ответственных за проведение практики со стороны предприятия - заказчика

Руководитель предприятия- заказчика (сферы услуг)

11.

В ходе производственной практики

Контроль за выполнением программы практики , задачами , отчетной документации

Руководители практики

Срок выполнения Содержание работ

Срок выполнения Содержание работ

№ п/п

Срок
 выполнения

Содержание работ

Исполнители

12

За 2 месяца до начала предвыпускной практики

При организации предвыпускной практики :
1 . Утверждение детальной программы предвыпускной практики
2.Проведение заседания педсовета ПТУЗ о допуске учащихся к квалификационному экзамену и выполнению квалификационных пробных работ .
3 . Издание приказа о сроках государственной квалификационной аттестации и о составе квалификационной комиссии.

Директор ПТУЗ

13.

За 2 недели до квалификационного экзамена

1 . Составление перечня квалификационных пробных работ , рассмотрение его на заседании метод.комисии .
2 . Разработка и согласование с предприятием графика выполнения учащимися квалификационных пробных работ .

Мастера производственного обучения , председатели метод. комиссий

14.

За 2 недели до проведения квалификационного экзамена

Составление графика заседания государственной квалификационной комиссии

Заместитель директора ПТУЗ

15.

Перед началом квалификационных экзаменов

Проведение собрания с целью объяснения учащимся порядка проведения и требований по выполнению квалификационных пробных работ , о порядке определения их уровня квалификации.

Мастера производственного обучения

Срок выполнения Содержание работ

Срок выполнения Содержание работ

№ п/п

Срок
 выполнения

Содержание работ

Исполнители

16.

Перед началом квалификационных экзаменов

1.Получение от предприятия (сферы услуг) производственных характеристик на учеников- практикантов .
2 . Подготовка сводных сведений итоговых оценок учащихся .
3.Подготовка дневников - отчетов учащихся , нарядов на выполнение квалификационных пробных работ .


Мастера производственного обучения

17.

За 1-2 недели до выпуска

1. Анализ итогов государственной квалификационной аттестации на заседании педсовета .
2 . Подготовка итогового приказа о выпуске .

Директор ПТУЗ , зам. директора , старший мастер , мастер п / о

Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики

Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики


  3. Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики.

Формы организации производственной и предвыпускной практики определяются содержанием профессии ( специальности) и зависят от видов и состава работ , выполняемых учащимися .

Существенно влияет на их выбор принятая организация труда на предприятии ( сфере услуг) .

Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики

Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики


  3. Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики.

Наиболее характерными формами организации учебно-производственного процесса в период практики являются:
• выполнение учащимися заданий в составе специализированных или комплексных бригад квалифицированных рабочих;
• выполнение задач ученическими бригадами на отдельных производственных участках;
• выполнение задач на отдельных рабочих местах.
Каждая из указанных организационных форм существенно влияет на характер, содержание работы учащихся и деятельность мастера производственного обучения.

Во время практики мастер разрабатывает план работы на день (с учетом учебной, организационной, методической и воспитательной деятельности) или

Во время практики мастер разрабатывает план работы на день (с учетом учебной, организационной, методической и воспитательной деятельности) или

Во время практики
мастер разрабатывает
план работы на день
(с учетом учебной, организационной, методической и воспитательной деятельности)
или
График посещения рабочих мест учащихся с указанием конкретного рабочего места, даты, времени, цели.

ФИО Конкретное рабочее место Дата

ФИО Конкретное рабочее место Дата


ФИО

Конкретное
рабочее
место


Дата


Время


Цель

Учебная
Развивающая
Воспитательная

ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ВО

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ВО


УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

ИНСТРУКТИРОВАНИЕ
И
КОНТРОЛЬ

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ


МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННОЕ, УСТНОЕ)
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
АНАЛИЗ

МЕТОДИКА ИНСТРУКТИРОВАНИЯ В РАЗНЫЕ

МЕТОДИКА ИНСТРУКТИРОВАНИЯ В РАЗНЫЕ

МЕТОДИКА ИНСТРУКТИРОВАНИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ОПЕРАЦИОННЫЙ)
ПЕРИОД ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ (КОМПЛЕКСНЫЙ)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Принципиальные положения практики: • производственная (преддипломная) практика - составная часть учебно-производственного процесса , на всех ее этапах должно органично сочетаться решения производственных и учебных задач…

Принципиальные положения практики: • производственная (преддипломная) практика - составная часть учебно-производственного процесса , на всех ее этапах должно органично сочетаться решения производственных и учебных задач…

Принципиальные положения практики:
• производственная (преддипломная) практика - составная часть учебно-производственного процесса , на всех ее этапах должно органично сочетаться решения производственных и учебных задач ;
• роль мастера производственного обучения не может и не должна сводиться только к роли организатора практики;
• ни в коем случае нельзя допускать использования учеников- практикантов как подсобных рабочих ; это условие должно быть отражено в договоре между ПТУЗ и предприятием-заказчиком о проведении производственной (предвыпускной) практики;
• необходимо использовать все возможности для обеспечения материальной заинтересованности учащихся в производительном труде , но без ущерба для решения учебных задач.

Методика инструктирования в разные периоды профессионально-практической подготовки

Методика инструктирования в разные периоды профессионально-практической подготовки

4. Методика инструктирования в разные периоды профессионально-практической подготовки.

По своему характеру профессионально -практическая подготовка имеет следующие периоды :
вступительный - введение учащихся в профессию ;
подготовительный ( операционный ) - формирование у учащихся, слушателей первичных умений и навыков выполнения отдельных приемов и операций профессиональной деятельности:
период овладения профессией (комплексный) - формирование и закрепление умений и навыков по выполнению сложных и комплексных работ ;
заключительный - совершенствование приобретенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков по изучаемой профессии , достижения ими соответствующего уровня квалификации , установленного государственными стандартами и аттестационным уровнем ПТУ З, адаптация к конкретным условиям современного производства .

Производственное обучение охватывает три первых периода профессионально-практической подготовки и осуществляется , в основном , за урочной форме обучения в учебных мастерских , лабораториях , учебных…

Производственное обучение охватывает три первых периода профессионально-практической подготовки и осуществляется , в основном , за урочной форме обучения в учебных мастерских , лабораториях , учебных…

Производственное обучение охватывает три первых периода профессионально-практической подготовки и осуществляется , в основном , за урочной форме обучения в учебных мастерских , лабораториях , учебных участках , тренажерах , полигонах и в условиях производства . Заключительный этап профессионально-практической подготовки осуществляется в процессе прохождения учениками , слушателями ПТУЗ производственной и предвыпускной практики на предприятии и в сфере услуг .
Наличие различных периодов в производственном обучении определяет специфику его организации и методику планирования и осуществления.

Вводный период Этот период профессионально - практической подготовки очень сжат по времени , но не менее важен, чем все остальные периоды

Вводный период Этот период профессионально - практической подготовки очень сжат по времени , но не менее важен, чем все остальные периоды

Вводный период

Этот период профессионально - практической подготовки очень сжат по времени , но не менее важен, чем все остальные периоды . Основной целью вводного периода являются: первичное знакомство мастера с учащимися группы и учеников с мастером ; ознакомление учащихся с профессией ( специальностью , специализацией) , формирование внутренней мотивации учеников в правильности их профессионального и, как правило, жизненного выбора; знакомство учащихся с учебным заведением, его учебными мастерскими , лабораториями, учебными участками; ознакомление учащихся с правилами внутреннего распорядка ПТУЗ; обзорная экскурсия на предприятие ( сферу услуг), которые являются заказчиками рабочих кадров данной профессии (специальности , специализации).
В каждом профессиональном учебном заведении содержание и организация этого ответственного периода учебного процесса являются специфическими и зависят от сложившихся в ПТУЗ , опыта педагогического коллектива, характера связей с предприятиями-заказчиками.
Рассмотрим типичные аспекты деятельности мастера на этом этапе.

Ознакомление с составом учащихся группы

Ознакомление с составом учащихся группы

Ознакомление с составом учащихся группы .
Предварительное знакомство со своими будущими воспитанниками мастер производственного обучения проводит еще до личной встречи с ними по документам , представленных абитуриентами в приемную комиссию .
Следующий шаг знакомства мастера с учебной группой - личные беседы с учениками , индивидуальные или небольшими группами. К этим беседам мастер должен в совершенстве подготовиться , потому что самое первое впечатление у учащихся о мастере, профессии, учебном заведении может быть основной их внутренней мотивацией для дальнейшего обучения.
Ознакомительные беседы следует проводить в спокойной , доброжелательной и тактичной форме, не акцентировать внимание учащихся на недостатки в предыдущей базовой подготовке некоторых из них, в нарушение некоторыми из них дисциплины или общественного порядка, если данные об этом есть у мастера, потому что такая информация интуитивно воспринимается учениками как отрицательная и может повредить в будущем сотрудничеству между мастером и учениками .

Вводный урок (занятие ) . Первый урок производственного обучения имеет большое значение для дальнейшей успешной работы мастера с группой , так как именно на нем…

Вводный урок (занятие ) . Первый урок производственного обучения имеет большое значение для дальнейшей успешной работы мастера с группой , так как именно на нем…

Вводный урок (занятие ) .
Первый урок производственного обучения имеет большое значение для дальнейшей успешной работы мастера с группой , так как именно на нем закладывается первый камень авторитета педагога .
В соответствии с учебной программой первый урок производственного обучения - это вводное занятие, введение учащихся в профессию, которое может быть проведено как в учебном заведении, так и в условиях предприятия в специально оборудованном для этого месте. Инструктирование при проведении этого занятия рекомендуется начинать беседой , в процессе которой мастер рассказывает ученикам об истории возникновения и развития профессионально - технического образования, об известных людях страны, прошедшие школу трудовых резервов и профессионально - технического обучения, о перспективах развития системы ПТО, о традициях и достижения учебного заведения, о предприятиях, на которых будут работать будущие выпускники определенного учебного заведения.
Дальнейшее инструктирование - это ознакомление учащихся, слушателей с основными правилами, действующими в учебном заведении или на предприятии, важность их соблюдения учениками.

К таким правилам относятся: • правила внутреннего распорядка ; • правила безопасности в учебном заведении или на предприятии ; • правила безопасности при работе в…

К таким правилам относятся: • правила внутреннего распорядка ; • правила безопасности в учебном заведении или на предприятии ; • правила безопасности при работе в…


К таким правилам относятся:

• правила внутреннего распорядка ;
• правила безопасности в учебном заведении или на предприятии ;
• правила безопасности при работе в учебных мастерских, лабораториях , учебных участках и т.п.;
• правила пожарной безопасности;
• правила дорожного движения;
• правила поведения в общественных местах и другие.
На заключительном этапе вступительного урока может быть проведена с учениками обзорная экскурсия по учебному заведению (предприятию ) для ознакомления с его учебными , учебно - производственными подразделениями и службами.

Обзорная экскурсия на предприятие

Обзорная экскурсия на предприятие

Обзорная экскурсия на предприятие.

  Проведение обзорных экскурсий учащихся на предприятие (сферу услуг) возможно при условии , когда у учебного заведения сложились и поддерживаются деловые отношения с предприятиями - заказчиками, на которых организуется и проводится производственное обучение , производственная и предвыпускная практика, дальнейшее трудоустройство выпускников.
Для проведения такой экскурсии мастеру необходимо тщательно продумать ее маршрут, предварительно договориться с руководителями подразделений об алгоритме проведения экскурсии, содержание бесед с работниками предприятия, подготовиться к проведению заключительной беседы с учащимися по итогам экскурсии .
В ходе экскурсии проводится обзор основных цехов, участков, рабочих мест, где будут проходить ученики профессионально- практическую подготовку; ознакомление учащихся с продукцией предприятия, новой техникой, технологией, проведение встреч учащихся с передовиками производства, бывшими выпускниками учебного заведения, работающих на данном предприятии.

Операционный период Основными задачами операционного периода являются: • формирование первичных умений учащихся по правильному выполнению основных трудовых приемов и способов операций которые изучаются ; •…

Операционный период Основными задачами операционного периода являются: • формирование первичных умений учащихся по правильному выполнению основных трудовых приемов и способов операций которые изучаются ; •…

Операционный период

Основными задачами операционного периода являются:
• формирование первичных умений учащихся по правильному выполнению основных трудовых приемов и способов операций которые изучаются ;
• отработка (закрепление ) учащимися умений и навыков правильно, самостоятельно, рационально, качественно и быстро выполнять операцию (вид работы, функцию, ситуацию) изучаемую в различных ее видах и вариантах использования .
Именно эти задачи и определяют специфику и методику процесса производственного обучения в этот период.
Методика инструктирования в этот период - это планирование и проведение мастером производственного обучения вступительных , текущих и заключительных инструктажей на уроках производственного обучения по изучению операционных тем.

Вступительное инструктирование

Вступительное инструктирование

Вступительное инструктирование .
На уроках по изучению трудовых приемов и операций , которые могут проводиться как в учебных мастерских ПТУЗ, так и на учебных участках предприятия, вводный инструктаж целесообразно проводить по фронтальной ( интегрированной ) организационной форме по следующему алгоритму :
• сообщение темы , целей урока (целевая установка );
• актуализация знаний учащихся;
• объяснение и демонстрация трудовых приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;
• разбор документации письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам ;
• рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов , способов их предупреждения и устранения;
• объяснение и демонстрация организации рабочего места, правил безопасности труда;
• проверка доступности нового учебного материала путем опроса нескольких учеников и пробного воспроизведения ими показанных мастером приемов и способов выполнения изучаемой операции .

Актуализация знаний учащихся , как правило , проводится методом опроса , цель которого - не столько в том , чтобы проверить знания учащихся , сколько…

Актуализация знаний учащихся , как правило , проводится методом опроса , цель которого - не столько в том , чтобы проверить знания учащихся , сколько…

Актуализация знаний учащихся , как правило , проводится методом опроса , цель которого - не столько в том , чтобы проверить знания учащихся , сколько в обеспечении возможностей применения этих знаний на практике . Поэтому вопрос чисто теоретического характера для опроса не являются типичными . Наибольший эффект с точки зрения актуализации знаний является формулировка вопросов практически - прикладной направленности, на сообразительность, на использование личного опыта учащихся и т.д. .
Актуализация знаний учащихся характерна не только при проведении вводного инструктажа. В процессе самостоятельного выполнения упражнений мастер должен постоянно стимулировать учащихся к обоснованному применения ими предварительно приобретенных знаний и умений. Таким образом, этап актуализации следует понимать и реализовывать более широко, как сквозной структурный элемент урока .
Создание ориентировочной основы действий учащихся (ООД ) обеспечивается путем объяснения и личного показа мастером новых трудовых приемов и операций . Ориентировочная основа действий учащихся при этом создается , как правило , на репродуктивном уровне , по принципу «делай , как я» (воспроизведение « по образцу »).

Органическим сочетанием с объяснением и показом новых операций и приемов является использование мастером документации письменного инструктирования ( инструкционных карт) , дидактического и материально - технического…

Органическим сочетанием с объяснением и показом новых операций и приемов является использование мастером документации письменного инструктирования ( инструкционных карт) , дидактического и материально - технического…

Органическим сочетанием с объяснением и показом новых операций и приемов является использование мастером документации письменного инструктирования ( инструкционных карт) , дидактического и материально - технического обеспечения .
Следующий элемент вступительного инструктажа - рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения, цель которого - научить учащихся правильно, самостоятельно и качественно выполнять трудовые операции и приемы, которые изучаются.
Этот вид инструктирования ориентирован, прежде всего , на предупреждение возможных ошибок, затруднений и дефектов в работе учащихся, а не только на их указания и анализ.
При инструктировании по организации рабочего места учащихся и правил безопасности важно вместе с указаниями «что делать » дать учащимся четкие рекомендации « как делать » , «почему именно так , а не иначе », чтобы учащиеся воспринимали не только устные указания мастера, но и наглядно представляли , как действительно должно это делаться и почему.

Текущее инструктирование осуществляется мастером производственного обучения в процессе самостоятельной работы учащихся при выполнении упражнений с целью формирования и закрепления первичных умений и навыков

Текущее инструктирование осуществляется мастером производственного обучения в процессе самостоятельной работы учащихся при выполнении упражнений с целью формирования и закрепления первичных умений и навыков

Текущее инструктирование осуществляется мастером производственного обучения в процессе самостоятельной работы учащихся при выполнении упражнений с целью формирования и закрепления первичных умений и навыков. Характерной деятельностью в процессе текущего инструктирования является непосредственное руководство мастером движений учащихся , при этом хороший эффект дает такой методический прием , как предлагаемых ученику проговорить вслух свои следующие действия с объяснением их сущности. Еще один методический прием , который может использовать мастер при текущем инструктировании - отработка у учащихся определенной последовательности трудовых действий , если такая последовательность строго определена технологии изучаемого процесса .
Текущее инструктирование проводится , как правило , индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования целевые обходы , сущность которых в том , чтобы при каждом обходе рабочего места мастер наблюдает за правильностью движений учащихся , организацией рабочего места , умениями учащихся пользоваться учебной документацией , качеством выполняемых работ, для оказания помощи и т.д.
Одним из инструментов текущего инструктирования является контроль учебно - производственной деятельности учащихся .

Эффективной иллюстрацией правильной и безопасной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера

Эффективной иллюстрацией правильной и безопасной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера

Эффективной иллюстрацией правильной и безопасной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера .
Важным структурным элементом вступительного инструктажа является проверка доступности усвоения учащимися нового материала. Как правило, этот вид инструктажа осуществляется методом опроса нескольких учащихся, воспроизведения ими показанных мастером приемов с обоснованием способов их выполнения, показом учениками приемов самоконтроля, повторение учащимися правил безопасности организации и соблюдение рабочего места.

При правильной организации учебного процесса между текущим инструктированием и контролем стирается грань , контроль превращается в органическую составляющую инструктирование

При правильной организации учебного процесса между текущим инструктированием и контролем стирается грань , контроль превращается в органическую составляющую инструктирование

При правильной организации учебного процесса между текущим инструктированием и контролем стирается грань , контроль превращается в органическую составляющую инструктирование .
Основная цель заключительного инструктирования - на основе анализа достижений и недостатков проведенного занятия показать ученикам, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, как избавиться от недостатков и закрепить успех.
Для повышения эффективности заключительного инструктирования можно дать следующие рекомендации :
• начинать анализ деятельности учащихся по их положительным достижениям;
• строить заключительный инструктаж таким образом, чтобы учащиеся закрепляли и расширяли приобретенные знания и опыт;
• давать возможность учащимся самим проанализировать допущенные ими ошибки, их причины и средства устранения;
• привлекать к обсуждению итогов урока всех учащихся;
• аргументировать выставленные ученикам оценки.

Комплексный период Этот период является основным периодом для освоения профессии , когда развитие умений и навыков учащихся происходит в процессе выполнения работ комплексного характера на…

Комплексный период Этот период является основным периодом для освоения профессии , когда развитие умений и навыков учащихся происходит в процессе выполнения работ комплексного характера на…

Комплексный период
Этот период является основным периодом для освоения профессии , когда развитие умений и навыков учащихся происходит в процессе выполнения работ комплексного характера на основе усвоенных трудовых приемов и операций. В дидактической структуре урока производственного обучения это - применение (закрепление , углубление , развитие) способов действия.
Данный период производственного обучения включает два основных этапа: этап выполнения простых ( межоперационных ) комплексных работ и этап выполнения сложных учебно - производственных работ комплексного характера после изучения всех операций, характерных для профессии ( специальности).

Учебно-воспитательные задачи этого периода: • совершенствование умений и навыков учащихся по выполнению усвоенных трудовых приемов и операций, сочетания в целостном процессе выполнения работ комплексного характера;…

Учебно-воспитательные задачи этого периода: • совершенствование умений и навыков учащихся по выполнению усвоенных трудовых приемов и операций, сочетания в целостном процессе выполнения работ комплексного характера;…

Учебно-воспитательные задачи этого периода:
• совершенствование умений и навыков учащихся по выполнению усвоенных трудовых приемов и операций, сочетания в целостном процессе выполнения работ комплексного характера;
• формирование умений и навыков самостоятельно планировать , организовывать и осуществлять технологический процесс выполнения работ комплексного характера ;
• формирование умений учащихся по выполнению учебно- производственных работ с использованием технической документации с постепенным повышением требований к их качеству;
• формирование навыков производительности (скорости) труда;
• формирование основ творческого подхода к профессиональной деятельности, культуры труда;
• освоение учащимися современной техники и технологии.
При обучении учащихся в период освоения профессии структура уроков производственного обучения - организационная и дидактическая - аналогичная урокам операционного периода, но по содержанию, формам и методам деятельности мастера и учащихся (методическая структура) эти уроки значительно отличаются друг от друга.

Вступительное инструктирование

Вступительное инструктирование

Вступительное инструктирование .

Содержание и структура вступительного инструктажа на уроках производственного обучения зависит от содержания выполняемых учащимися работ, места темы и урока в учебном процессе, учебно-производственных задач урока . Но по сравнению со структурой вступительного инструктажа в операционный период на первый план вводного инструктажа комплексного периода выступает рассмотрение производственной технологии, технических требований, технической документации , специфики организации и способов контроля выполняемых учебно- производственных работ .
Это определяет специфику организации и методики проведения как вступительного, так и текущего инструктирования .

Спецификой актуализации знаний и опыта учащихся на занятиях этого периода являются: приоритет проверки умений учащихся по выполнению основных приемов и способов ранее изученных операций; коллективный…

Спецификой актуализации знаний и опыта учащихся на занятиях этого периода являются: приоритет проверки умений учащихся по выполнению основных приемов и способов ранее изученных операций; коллективный…

Спецификой актуализации знаний и опыта учащихся на занятиях этого периода являются:
приоритет проверки умений учащихся по выполнению основных приемов и способов ранее изученных операций;
коллективный разбор технологических процессов выполнения запланированных на уроке учебно-производственных работ;
рассмотрение теоретических вопросов прикладного характера
(«познавательных задач»).
Основой вступительного инструктажа на уроках комплексного применения знаний, умений и навыков является рассмотрение технологической последовательности ( алгоритма ) выполнения учебно-производственных работ.
При изучении « комплексных » тем программы практически исключена возможность применения фронтальной формы организации учащихся (выполнение всеми учащимися одинаковой работы), что обуславливает использование мастером различных вариантов организации и проведения вступительного инструктажа. Если на уроке работа комплексного характера будет осуществляться от начала до конца, то мастер объясняет полностью весь технологический процесс.

Если выполнение работы требует несколько рабочих дней (уроков), то на первом уроке изучения темы мастер кратко объясняет последовательность технологического процесса , а затем подробно рассматривает…

Если выполнение работы требует несколько рабочих дней (уроков), то на первом уроке изучения темы мастер кратко объясняет последовательность технологического процесса , а затем подробно рассматривает…

Если выполнение работы требует несколько рабочих дней (уроков), то на первом уроке изучения темы мастер кратко объясняет последовательность технологического процесса , а затем подробно рассматривает только ту его часть, которая будет выполнена на данном уроке, с некоторым опережением, учитывая различную скорость учащихся при выполнении работы.
Если же на уроке будут выполняться несколько различных учебно-производственных задач, мастер проводит детальное фронтальное инструктирование учащихся по технологиям выполнения наиболее типичных работ, а объяснения особенностей процесса выполнения других работ переносит на бригадное ( дифференцированное) или индивидуальное вступительное инструктирование в зависимости от содержания работ.
По мере изучения программного материала и накопления опыта учениками меняется и методика вводного инструктажа.

Если на первых занятиях выполнение учащимися простых, межоперационных работ комплексного характера мастер подробно объясняет весь технологический процесс полностью, то по мере приобретения учащимися опыта мастер…

Если на первых занятиях выполнение учащимися простых, межоперационных работ комплексного характера мастер подробно объясняет весь технологический процесс полностью, то по мере приобретения учащимися опыта мастер…

Если на первых занятиях выполнение учащимися простых, межоперационных работ комплексного характера мастер подробно объясняет весь технологический процесс полностью, то по мере приобретения учащимися опыта мастер все больше привлекает их к самостоятельному определению рациональной последовательности выполнения работ, расчета или выбора по справочникам режимов запланированной работы, а в конце изучения темы - к самостоятельному планированию несложных технологических процессов или выбора наиболее рационального из всех предложенных варианта выполнения работы комплексного характера.
При рассмотрении технологических процессов , как и при изучении операционных тем, широко применяется использование документации письменного инструктирования:
инструкционно-технологические карты - при выполнении простых, межоперационных комплексных работ и технологические карты - при выполнении сложных работ комплексного характера.

Изменение учебно-производственных задач комплексного периода по сравнению с операционным обусловливает и изменение места и роли демонстрации трудовых приемов и способов работ

Изменение учебно-производственных задач комплексного периода по сравнению с операционным обусловливает и изменение места и роли демонстрации трудовых приемов и способов работ

Изменение учебно-производственных задач комплексного периода по сравнению с операционным обусловливает и изменение места и роли демонстрации трудовых приемов и способов работ.
Если при изучении операционных тем мастер демонстрировал практически все трудовые приемы и способы, из которых состояла операция, то в период обучения выполнению работ комплексного характера мастер демонстрирует ученикам только сложные способы выполнения работ, их соединение, разновидности, новые способы использования рабочих инструментов, контрольно - измерительных средств и другого оснащения.

Текущее инструктирование Специфика содержания, организации и методики управления работой учащихся и их текущее инструктирование определяется основными задачами комплексного периода, а именно: • закрепление умений учащихся…

Текущее инструктирование Специфика содержания, организации и методики управления работой учащихся и их текущее инструктирование определяется основными задачами комплексного периода, а именно: • закрепление умений учащихся…

Текущее инструктирование
Специфика содержания, организации и методики управления работой учащихся и их текущее инструктирование определяется основными задачами комплексного периода,
а именно:
• закрепление умений учащихся практически применять теоретические знания в практической деятельности;
• формирование и совершенствование умений учащихся управлять своими действиями;
• закрепление умений и навыков рационально расходовать рабочее время, соблюдать требования к качеству выполняемых работ;
• совершенствование умений и навыков самоконтроля течения и результатов работы;
• развитие логического, аналитического, критического мышления , творческого подхода при выполнении работ.

Эффективным методическим приемом развития самоконтроля является приучение учащихся к анализу выполняемой работы

Эффективным методическим приемом развития самоконтроля является приучение учащихся к анализу выполняемой работы

Эффективным методическим приемом развития самоконтроля является приучение учащихся к анализу выполняемой работы . При приеме выполненной работы мастер может предложить ученику объяснить причины отклонений от рекомендаций и технологических требований, сравнить результаты выполненной работы техническим требованиям или эталонам, самостоятельно определить, что верно, а что неверно выполнено, предложить варианты исправления недостатков ( дефектов ) работы.
Одним из эффективных способов текущего контроля учебно - производственной деятельности учащихся по качественному выполнению работ является межоперационных контроль, характерный для процесса обучения учащихся производить сложную продукцию. Этот вид контроля , во-первых , предупреждает массовый брак в работе учащихся , и , во-вторых , приучает учащихся самостоятельно осуществлять межоперационных контроль .
В процессе текущего инструктирования опытные мастера нередко используют такой методический прием как взаимообучение учащихся , которое практикуется, как правило, при освоении основ профессии - трудовых приемов и операций , а также при бригадной
( дифференцированной ) организации производственного обучения

Важную роль в формировании у учащихся навыков самоконтроля играет текущий контроль учащихся мастером производственного обучения, в процессе которого мастер особое внимание уделяет использованию учащимися контрольно-измерительных…

Важную роль в формировании у учащихся навыков самоконтроля играет текущий контроль учащихся мастером производственного обучения, в процессе которого мастер особое внимание уделяет использованию учащимися контрольно-измерительных…

Важную роль в формировании у учащихся навыков самоконтроля играет текущий контроль учащихся мастером производственного обучения, в процессе которого мастер особое внимание уделяет использованию учащимися контрольно-измерительных и других способов определения качества работы.
Также следует подчеркнуть важность контроля правильности выполнения ранее изученных трудовых приемов и способов работы, соблюдения норм и правил безопасности труда.
Эти показатели профессионализма имеют «сквозной» характер , отрабатываются постоянно на всех этапах профессионально-практической подготовки.

Взаимообучение включает: совместный разбор «сильными» и «слабыми» учащимися содержания, последовательности, способов и средств выполнения работ, повторный показ и объяснение товарищам изучаемых трудовых приемов и операций;…

Взаимообучение включает: совместный разбор «сильными» и «слабыми» учащимися содержания, последовательности, способов и средств выполнения работ, повторный показ и объяснение товарищам изучаемых трудовых приемов и операций;…

Взаимообучение включает:

совместный разбор «сильными» и «слабыми» учащимися содержания, последовательности, способов и средств выполнения работ, повторный показ и объяснение товарищам изучаемых трудовых приемов и операций;
сопутствующий контроль и корректировку выполняемых действий;
совместный анализ результатов выполненной работы.
В конце изучения каждой «комплексной» темы мастер в процессе текущего инструктирования все больше ограничивается указаниями ученикам на недостатки в их работе и только в случае необходимости может оказывать помощь ученикам. Конкретное содержание указаний, разъяснений, советов мастера определяется учебно- производственными ситуациями, возникшими на уроке, характером ошибок и недостатков, допускаемых учениками в процессе работы.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020