ПЛАН
1. Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики
1. Цель , задачи , общие положения организации производственной и предвыпускной практики
1. Цель, задачи, общие положения организации производственной и предвыпускной практики
Учебно -производственный процесс в ПТУЗ и производственные процессы на предприятии (сфере услуг) осуществляются независимо друг от друга. Задача руководителей ПТУЗ заключается в том , чтобы определить производственные процессы и соответствующие рабочие места, способствовать лучшей организации производственной и предвыпускной практики.
Например, отсутствие постоянных рабочих мест, где будет происходить производственное обучение и производственная практика учащихся, вызывает значительные затруднения в планировании и организации учебно -производственного и воспитательного процессов со стороны руководства ПТУЗ и мастеров производственного обучения.
2. Алгоритм действий руководства ПТУ и мастера производственного обучения по планированию, организации и проведения производственного обучения и производственной практики учащихся ПТУЗ на предприятии (сфере услуг).
№ п/п | Срок | Содержание работ | Исполнители |
| | При организация производственной практики : | |
2. | За 1 месяц до начала производственной практики | Заключение договора между ПТУЗ и предприятием ( сферой услуг ) о предоставлении рабочих мест для прохождения производственной практики | ПТУЗ, |
3. | Не позднее 1 месяца до начала производственной практики | Приказ по ПТУЗ по созданию рабочих групп по разработке или корректировке программы производственной практики или детальной программы предвыпускной практики | Директор ПТУЗ, зам.директора , старший мастер |
№ п/п | Срок | Содержание работ | Исполнители |
4. | За 1 месяц до начала производственной практики | 1 . Рассмотрение программы практики на заседании методической комиссии. | Директор |
5 . | За 1 месяц до начала производственной практики | Совместное совещание педагогических работников ПТУЗ и инженерно - технических работников предприятия- заказчика по организации практики | Директор ПТУЗ, руководитель предприятия |
6 . | За две недели до начала производственной практики | Подать на предприятие (сферу услуг) списки учеников , программу производственной практики , подробную программу предвыпускной практики | Мастера производственного обучения |
7 . | За одну неделю до начала производственной практики | Подготовка приказа о направлении учащихся , слушателей на практику , назначение руководителей практики со стороны педагогических работников ПТУЗ | Директор ПТУЗ |
№ п/п | Срок | Содержание работ | Исполнители |
8. | До выхода учащихся на производственную практику | Подготовка дневников - отчетов для учащихся , графиков перемещения учащихся по рабочим местам . | Мастера производственного обучения |
9. | За неделю до начала производственной практики | Проведение ученических собраний о задачах , программе и организации производственной практики | Мастера производственного обучения |
10. | Перед началом производственной практики | Приказ о приеме учащихся ПТУЗ на практику , персональное закрепление их за рабочими местами , назначение ответственных за проведение практики со стороны предприятия - заказчика | Руководитель предприятия- заказчика (сферы услуг) |
11. | В ходе производственной практики | Контроль за выполнением программы практики , задачами , отчетной документации | Руководители практики |
№ п/п | Срок | Содержание работ | Исполнители |
12 | За 2 месяца до начала предвыпускной практики | При организации предвыпускной практики : | Директор ПТУЗ |
13. | За 2 недели до квалификационного экзамена | 1 . Составление перечня квалификационных пробных работ , рассмотрение его на заседании метод.комисии . | Мастера производственного обучения , председатели метод. комиссий |
14. | За 2 недели до проведения квалификационного экзамена | Составление графика заседания государственной квалификационной комиссии | Заместитель директора ПТУЗ |
15. | Перед началом квалификационных экзаменов | Проведение собрания с целью объяснения учащимся порядка проведения и требований по выполнению квалификационных пробных работ , о порядке определения их уровня квалификации. | Мастера производственного обучения |
№ п/п | Срок | Содержание работ | Исполнители |
16. | Перед началом квалификационных экзаменов | 1.Получение от предприятия (сферы услуг) производственных характеристик на учеников- практикантов . |
|
17. | За 1-2 недели до выпуска | 1. Анализ итогов государственной квалификационной аттестации на заседании педсовета . | Директор ПТУЗ , зам. директора , старший мастер , мастер п / о |
3. Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики.
3. Формы организации деятельности учащихся в процессе производственной практики.
Во время практики
мастер разрабатывает
план работы на день
(с учетом учебной, организационной, методической и воспитательной деятельности)
или
График посещения рабочих мест учащихся с указанием конкретного рабочего места, даты, времени, цели.
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННОЕ, УСТНОЕ)
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
АНАЛИЗ
МЕТОДИКА ИНСТРУКТИРОВАНИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ОПЕРАЦИОННЫЙ)
ПЕРИОД ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ (КОМПЛЕКСНЫЙ)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Принципиальные положения практики:
• производственная (преддипломная) практика - составная часть учебно-производственного процесса , на всех ее этапах должно органично сочетаться решения производственных и учебных задач ;
• роль мастера производственного обучения не может и не должна сводиться только к роли организатора практики;
• ни в коем случае нельзя допускать использования учеников- практикантов как подсобных рабочих ; это условие должно быть отражено в договоре между ПТУЗ и предприятием-заказчиком о проведении производственной (предвыпускной) практики;
• необходимо использовать все возможности для обеспечения материальной заинтересованности учащихся в производительном труде , но без ущерба для решения учебных задач.
4. Методика инструктирования в разные периоды профессионально-практической подготовки.
По своему характеру профессионально -практическая подготовка имеет следующие периоды :
• вступительный - введение учащихся в профессию ;
• подготовительный ( операционный ) - формирование у учащихся, слушателей первичных умений и навыков выполнения отдельных приемов и операций профессиональной деятельности:
• период овладения профессией (комплексный) - формирование и закрепление умений и навыков по выполнению сложных и комплексных работ ;
• заключительный - совершенствование приобретенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков по изучаемой профессии , достижения ими соответствующего уровня квалификации , установленного государственными стандартами и аттестационным уровнем ПТУ З, адаптация к конкретным условиям современного производства .
Производственное обучение охватывает три первых периода профессионально-практической подготовки и осуществляется , в основном , за урочной форме обучения в учебных мастерских , лабораториях , учебных участках , тренажерах , полигонах и в условиях производства . Заключительный этап профессионально-практической подготовки осуществляется в процессе прохождения учениками , слушателями ПТУЗ производственной и предвыпускной практики на предприятии и в сфере услуг .
Наличие различных периодов в производственном обучении определяет специфику его организации и методику планирования и осуществления.
Вводный период
Ознакомление с составом учащихся группы .
Вводный урок (занятие ) .
К таким правилам относятся:
• правила внутреннего распорядка ;
• правила безопасности в учебном заведении или на предприятии ;
• правила безопасности при работе в учебных мастерских, лабораториях , учебных участках и т.п.;
• правила пожарной безопасности;
• правила дорожного движения;
• правила поведения в общественных местах и другие.
На заключительном этапе вступительного урока может быть проведена с учениками обзорная экскурсия по учебному заведению (предприятию ) для ознакомления с его учебными , учебно - производственными подразделениями и службами.
Обзорная экскурсия на предприятие.
Операционный период
Вступительное инструктирование .
Актуализация знаний учащихся , как правило , проводится методом опроса , цель которого - не столько в том , чтобы проверить знания учащихся , сколько в обеспечении возможностей применения этих знаний на практике . Поэтому вопрос чисто теоретического характера для опроса не являются типичными . Наибольший эффект с точки зрения актуализации знаний является формулировка вопросов практически - прикладной направленности, на сообразительность, на использование личного опыта учащихся и т.д. .
Актуализация знаний учащихся характерна не только при проведении вводного инструктажа. В процессе самостоятельного выполнения упражнений мастер должен постоянно стимулировать учащихся к обоснованному применения ими предварительно приобретенных знаний и умений. Таким образом, этап актуализации следует понимать и реализовывать более широко, как сквозной структурный элемент урока .
Создание ориентировочной основы действий учащихся (ООД ) обеспечивается путем объяснения и личного показа мастером новых трудовых приемов и операций . Ориентировочная основа действий учащихся при этом создается , как правило , на репродуктивном уровне , по принципу «делай , как я» (воспроизведение « по образцу »).
Органическим сочетанием с объяснением и показом новых операций и приемов является использование мастером документации письменного инструктирования ( инструкционных карт) , дидактического и материально - технического обеспечения .
Следующий элемент вступительного инструктажа - рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения, цель которого - научить учащихся правильно, самостоятельно и качественно выполнять трудовые операции и приемы, которые изучаются.
Этот вид инструктирования ориентирован, прежде всего , на предупреждение возможных ошибок, затруднений и дефектов в работе учащихся, а не только на их указания и анализ.
При инструктировании по организации рабочего места учащихся и правил безопасности важно вместе с указаниями «что делать » дать учащимся четкие рекомендации « как делать » , «почему именно так , а не иначе », чтобы учащиеся воспринимали не только устные указания мастера, но и наглядно представляли , как действительно должно это делаться и почему.
Текущее инструктирование осуществляется мастером производственного обучения в процессе самостоятельной работы учащихся при выполнении упражнений с целью формирования и закрепления первичных умений и навыков. Характерной деятельностью в процессе текущего инструктирования является непосредственное руководство мастером движений учащихся , при этом хороший эффект дает такой методический прием , как предлагаемых ученику проговорить вслух свои следующие действия с объяснением их сущности. Еще один методический прием , который может использовать мастер при текущем инструктировании - отработка у учащихся определенной последовательности трудовых действий , если такая последовательность строго определена технологии изучаемого процесса .
Текущее инструктирование проводится , как правило , индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования целевые обходы , сущность которых в том , чтобы при каждом обходе рабочего места мастер наблюдает за правильностью движений учащихся , организацией рабочего места , умениями учащихся пользоваться учебной документацией , качеством выполняемых работ, для оказания помощи и т.д.
Одним из инструментов текущего инструктирования является контроль учебно - производственной деятельности учащихся .
Эффективной иллюстрацией правильной и безопасной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера .
Важным структурным элементом вступительного инструктажа является проверка доступности усвоения учащимися нового материала. Как правило, этот вид инструктажа осуществляется методом опроса нескольких учащихся, воспроизведения ими показанных мастером приемов с обоснованием способов их выполнения, показом учениками приемов самоконтроля, повторение учащимися правил безопасности организации и соблюдение рабочего места.
При правильной организации учебного процесса между текущим инструктированием и контролем стирается грань , контроль превращается в органическую составляющую инструктирование .
Основная цель заключительного инструктирования - на основе анализа достижений и недостатков проведенного занятия показать ученикам, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, как избавиться от недостатков и закрепить успех.
Для повышения эффективности заключительного инструктирования можно дать следующие рекомендации :
• начинать анализ деятельности учащихся по их положительным достижениям;
• строить заключительный инструктаж таким образом, чтобы учащиеся закрепляли и расширяли приобретенные знания и опыт;
• давать возможность учащимся самим проанализировать допущенные ими ошибки, их причины и средства устранения;
• привлекать к обсуждению итогов урока всех учащихся;
• аргументировать выставленные ученикам оценки.
Комплексный период
Учебно-воспитательные задачи этого периода:
Вступительное инструктирование .
Спецификой актуализации знаний и опыта учащихся на занятиях этого периода являются:
Если выполнение работы требует несколько рабочих дней (уроков), то на первом уроке изучения темы мастер кратко объясняет последовательность технологического процесса , а затем подробно рассматривает только ту его часть, которая будет выполнена на данном уроке, с некоторым опережением, учитывая различную скорость учащихся при выполнении работы.
Если же на уроке будут выполняться несколько различных учебно-производственных задач, мастер проводит детальное фронтальное инструктирование учащихся по технологиям выполнения наиболее типичных работ, а объяснения особенностей процесса выполнения других работ переносит на бригадное ( дифференцированное) или индивидуальное вступительное инструктирование в зависимости от содержания работ.
По мере изучения программного материала и накопления опыта учениками меняется и методика вводного инструктажа.
Если на первых занятиях выполнение учащимися простых, межоперационных работ комплексного характера мастер подробно объясняет весь технологический процесс полностью, то по мере приобретения учащимися опыта мастер все больше привлекает их к самостоятельному определению рациональной последовательности выполнения работ, расчета или выбора по справочникам режимов запланированной работы, а в конце изучения темы - к самостоятельному планированию несложных технологических процессов или выбора наиболее рационального из всех предложенных варианта выполнения работы комплексного характера.
При рассмотрении технологических процессов , как и при изучении операционных тем, широко применяется использование документации письменного инструктирования:
инструкционно-технологические карты - при выполнении простых, межоперационных комплексных работ и технологические карты - при выполнении сложных работ комплексного характера.
Изменение учебно-производственных задач комплексного периода по сравнению с операционным обусловливает и изменение места и роли демонстрации трудовых приемов и способов работ.
Если при изучении операционных тем мастер демонстрировал практически все трудовые приемы и способы, из которых состояла операция, то в период обучения выполнению работ комплексного характера мастер демонстрирует ученикам только сложные способы выполнения работ, их соединение, разновидности, новые способы использования рабочих инструментов, контрольно - измерительных средств и другого оснащения.
Текущее инструктирование
Эффективным методическим приемом развития самоконтроля является приучение учащихся к анализу выполняемой работы . При приеме выполненной работы мастер может предложить ученику объяснить причины отклонений от рекомендаций и технологических требований, сравнить результаты выполненной работы техническим требованиям или эталонам, самостоятельно определить, что верно, а что неверно выполнено, предложить варианты исправления недостатков ( дефектов ) работы.
Одним из эффективных способов текущего контроля учебно - производственной деятельности учащихся по качественному выполнению работ является межоперационных контроль, характерный для процесса обучения учащихся производить сложную продукцию. Этот вид контроля , во-первых , предупреждает массовый брак в работе учащихся , и , во-вторых , приучает учащихся самостоятельно осуществлять межоперационных контроль .
В процессе текущего инструктирования опытные мастера нередко используют такой методический прием как взаимообучение учащихся , которое практикуется, как правило, при освоении основ профессии - трудовых приемов и операций , а также при бригадной
( дифференцированной ) организации производственного обучения
Важную роль в формировании у учащихся навыков самоконтроля играет текущий контроль учащихся мастером производственного обучения, в процессе которого мастер особое внимание уделяет использованию учащимися контрольно-измерительных и других способов определения качества работы.
Также следует подчеркнуть важность контроля правильности выполнения ранее изученных трудовых приемов и способов работы, соблюдения норм и правил безопасности труда.
Эти показатели профессионализма имеют «сквозной» характер , отрабатываются постоянно на всех этапах профессионально-практической подготовки.
Взаимообучение включает:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.