презентация опыта работы "Развитие познавательного интереса на уроках географии"

  • ppt
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие познавательного интереса на уроках географии.ppt

Развитие познавательного интереса на уроках географии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Село Александровское Ставропольского края

Учитель географии
Евдакова Л.Г.

План

Введение
Ι.Теоретическая интерпретация опыта
1. Активность ребенка и его развитие
2. Познавательный интерес как способ формирование интереса к предмету
II. Формы и методы формирования познавательного интереса
Заключение

Средства достижения

1.Цель деятельности учителя - развитие познавательных способностей учащихся

2. Средство достижения цели -применение различных
приемов активизации.

Цель работы

- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.

Задачи

- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Уровни активности

1.Репродуктивно-подражательная активность
2.Поисково-исполнительная активность
3.Уровень творческой активности




Показатели
уровня
творческой
активности

новизна

Оригиналь-ность

Отстра- нение

Отход от шаблона

Ломка традиций

неожидан-ность

Целесообразность

ценность

Учебная модель для развития мышления

ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РАЗМЫШЛЕНИЕ.

Приемы стадии вызова

Парная мозговая атака:
Ключевые термины:
Разбивка на кластеры (блоки идей):
Знаем, хотим узнать, узнаем:

Приемы стадии осмысления

а) Система маркировки текста
– галочкой помечается то, что им уже известно;
– знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
– знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.
– вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
б) Взаимоопрос

Этапы познавательного интереса

1.Любопытство (ситуативный интерес), 2.Любознательность (неустойчивый интерес), 3. Устойчивый познавательный интерес.

Проблемные ситуации

1. Практические
2. Научные
3. Художественные

Способы решения проблемной ситуации

1. У решающего нет никакого прежнего опыта.
2. У учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта.
У учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему.

Тема "План и карта"

Тема "ЛИТОСФЕРА"

Чем объяснить разнообразие рельефа на Земле?

Тема «Ледники»

Какие ледники (покровные или горные) приносят больше вреда человеку?

Проблема: почему двигаются бумажные листочки и змейка?

Тема «Ветер»

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова.
1.Куда девается дым?
2.Почему дым не заходит в комнату ?
3. Почему дым вытягивается в трубу?

Проблема

Использование компьютера

1.Демонстрация материалов.
2.Показ процессов
3.Практическая работа
4.Проверка знаний
5.Самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.

Для успеха обучения

1.Прием новизны
2.Прием персонификации
3.Прием участия.
4. Юмор
Сравнение общего и отличного.

Развитие познавательного интереса

а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.);
б) географическими картами;
в) географическими картинами;
г) проведение опытов.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий


— возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

— индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

— коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

— возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;

— создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования


Использование игровых технологий

Взаимный опрос;
рецензия;
эвристическая беседа;
творческие домашние задания:
составление ребусов;
сканвордов;
кроссвордов;
географических сказок;
мини-сочинений.

«Материал гораздо легче усваивается в игре»

«Было бы прекрасно, если бы использовались везде игры».

Выводы:

само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся;
нужна только соответствующая методика преподавания.
создание эмоционального настроения
учащихся