«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:Кого учить? Чему учить? Как учить?
Особенности неуспевающих учащихся 1. низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития 2. отсутствие познавательного интереса 3. не сформированы элементарные организационные навыки 4. учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения 5. нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника 6. дети, в основном, из асоциальных семей 7. отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:1. Низкий уровень умственного развития.Причины: Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 5. Несформированность произвольной сферы.Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. 6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интересНе срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.8. Низкий уровень развития словесно-логического мышленияНеобходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.9. Низкая работоспособность В утомляемости Истощаемости Медленном темпе работы
как можно помочь слабоуспевающему ученику:- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками 1. Карточки для индивидуальной работы. 2. Задания с выбором ответа. 3. Деформированные задания. 4. “Разрезные” теоремы. 5. Перфокарты. 6. Карточки - тренажеры. 7. Творческие задания. “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”.
Учитель должен:Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)- память (вербальная, невербальная)Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Проявлять -разумную требовательность- неиссякаемое терпение- справедливую строгость- веру в возможности ученикаУметь встать на позиции ученика НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом В обучении применять
правила, разработанные психологами:Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий
то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы
Этапы освоения изучаемого | Организационно-педагогическая направленность |
1. Изучение нового материала. | Индивидуализация учебного процесса. |
2. Диагностическое тестирование. | Проверка базового уровня. |
3. Уроки коррекции и развития. | Дифференциация учебного процесса. |
4. Итоговый контроль. | Проверка результатов обучения. |
Дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.