«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».
Организация смыслового чтения на уроках географии как условие формирования функциональной грамотности гимназиста.
2021 год
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Факторы
«внимания» к чтению
Выход на первое место каналов письменной коммуникации.
Компьютеризация, переход на электронный носитель текста.
Наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством образования.
Смена модели чтения, что требует смены методик обучения чтению и приобщения к чтению
Расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека
Смысловое чтение-
это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения –
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию
Техническая сторона:
Смысловая сторона:
Синтетический этап
Предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно
Этап автоматизации
Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. Усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы, на чтение «про себя».
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения и шаги для их ликвидации
Проблема 1: при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, «дети не вчитываются в задание».
Шаги: систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, алгоритмов; выделение ключевых слов в формулировке задания; развитие умения вчитываться в задание, понимать смысл задания, переводить задание или инструкцию в алгоритм действия, используя различные знаки и символы.
Проблема 2: работа не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту.
Шаги: ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом дома, в классе – индивидуально, в паре, в малой группе), сопоставить свою работу с работой других обучающихся, использовать тетради для самостоятельной работы на печатной основе (разнообразие видов заданий и механизма чтения).
Проблема 3: использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения
Шаги: изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Проблема 4: узкий круг самостоятельного детского чтения (чаще читают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы, но реже читают научно-познавательную литературу, произведения русских классиков.
Шаги: знакомить детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественного текста, показать приёмы работы с такими текстами; предлагать читать не только «сплошные», но и «несплошные» тексты; развивать умение вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т. д.; коллективное посещение библиотек, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Проблема 5: низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Шаги: создать в семье такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции и было бы связано с получением удовольствия от такого общения; совместное обсуждение прочитанного; досуговое чтение (ежедневное чтение для удовольствия).
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Стратегия смыслового чтения формирует:
познавательный интерес;
развивает речь;
улучшает запоминание материала;
активизирует воображение;
появляется внимание к слову;
умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Ключевые направления формирования умений работы с текстом:
выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный текст.
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул, теорем.
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.
Типы текстов
Сплошные тексты: описание (художественное и техническое), повествование (рассказ, отчёт, репортаж), объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация), аргументация (комментарий, обоснование), инструкции (указания к выполнению работы, правила).
Несплошные тексты: таблицы и графики, диаграммы, таблицы и матрицы, списки, карты.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.Главная задача педагога: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст или книгу.
Работа с текстом до чтения
Приемы предтекстовой деятельности
«Текст с иллюстрациями»
«Ассоциативный куст»
«Ориентиры представления»
«Выглядит так, звучит так».
«Текст с иллюстрациями»
Алгоритм реализации приема:
Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопрос, аргументируя своё предположение.
После этого найти ответ в тексте.
Текст с иллюстрациями.5 класс Тема «Глобус и карта»
Проанализируйте рисунок в учебнике «Способы изображения земной поверхности», выделите черты сходства и отличия, подкрепите свой ответ информацией из текса параграфа.
«Ассоциативный куст»
Алгоритм реализации приема:
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста
«Ориентиры представления»
Алгоритм реализации приема:
Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
Ориентиры представления5класс «Первое кругосветное плавание»
До чтения | Ориентиры | После чтения |
Первое кругосветное путешествие совершил - Магеллан | ||
Это путешествие длилось с 1519 – 1522 года | ||
Экспедиция состояла из 5 кораблей, на борту которых было 234 человека | ||
Только одному судну — «Виктории» — удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту во главе с Магелланом. | ||
Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу. |
«Выглядит так, звучит »
Алгоритм реализации приема:
Учащимся предлагается записать зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове.
После этого учащиеся читают текст и находят это понятие в тексте.
«Выглядит так, звучит »6 класс Тема «Движение воздуха»
При знакомстве с понятием ветер, можно дать послушать шум ветра, дети записывают ассоциации, а затем формулируют понятие, это понятие находят в тексте, и сравнивают его с ассоциациями.
2. Работа с текстом во время чтения
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приёмы текстовой деятельности
«Опорные логические схемы»
«Сравнительные, хронологические, обобщающие таблицы, схемы»
«Графики, диаграммы, картосхемы»
«Пометки на полях»
«Опорные логические схемы»
Цель: сформировать умение гимназистов выделять главное, систематизировать знания, устанавливать взаимосвязи отдельных систем.
« Сравнительные, хронологические, обобщающие таблицы»
Цель: сформировать умение гимназистов выделять ключевые слова, анализировать, систематизировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь
Хронологическая таблица.8 класс. Тема «Освоение и исследование территории России»
Дата | Территории, исследователи |
До IX века | Русские жили в верховьях Днепра, Западной Двины, Оки, районе озера Ильмень |
IX – X вв. | Продвигаются в бассейн Волги и Днепра. Основаны Новгород, Псков, Смоленск. |
X – XII вв. | Заселен бассейн Вятки, Северной Двины, Печёры. Построены города: Москва, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Рязань, Переславль Залесский, Тверь, Ярославль, Вологда. |
XV в. | Русские вышли на Каму. Пермь – русская. |
XVI в. | Осваивается Поволжье. Появились города: Симбирск (Ульяновск), Самара, Саратов, Камышин, Царицын. |
Конец XVI в. | Русские преодолели Уральский хребет, осваивают Западно- Сибирскую равнину. |
1584-1585 | Ермак с отрядом казаков идет в бассейн реки Иртыш. |
XVIIв. | Созданы крепости на Енисее, Лене. Открыт Байкал. |
1639г. | Иван Москвитин прошел из бассена Лены к Охотскому морю. |
1643 – 1649гг. | Василий Поярков, Ерофей Хабаров вышли на Амур. |
1648г. | Семен Дежнев, Федот Алексеев-Попов прошли Беринговым проливом. |
1697-1699гг. | Владимир Атласов исследовал Камчатку |
«Графики, диаграммы, картосхемы»
Цель: сформировать умение гимназистов интерпретировать, анализировать географическую информацию, представленную в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.
« Пометки на полях»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
« Пометки на полях»
Алгоритм реализации приема:
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
« Пометки на полях»6 класс Тема «Движение земной коры»
На Земле есть отдельные горы, выделяющиеся своей правильной формой. В отличие от других гор они имеют на вершине отверстие – кратер, которым заканчивается канал, идущий из глубины земной коры, - жерло. Через этот канал временами вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. Такие горы называются вулканами.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
V | + | – | ? |
На Земле есть отдельные горы | на вершине отверстие – кратер, | Через канал вырываются на поверхность горячие газы | горы правильной формы |
3. Работа с текстом после чтения
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности
«Ошибки в тексте»
«Пропуски в тексте»
«Синквейн»
«Вопросы после текста»
«Ошибки в тексте»
Алгоритм реализации приема:
Учащимся предлагается найти ошибки в тексте, указать номера предложений, в которых сделаны ошибки, записать эти предложения без ошибок.
Текст с географическими ошибками 7 класс. Тема «Рельеф Северной Америки»
Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.
Горы Кордильеры расположены в западной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время альпийской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь до сих пор продолжается процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Кордильерах не превышают 2500 м.
«Пропуски в тексте»
Алгоритм реализации приема:
Учащимся предлагается вставить пропущенные слова в тексте, используя слова для вставки
«Пропуски в тексте» 6 класс. Тема «Виды горных пород»
Вставьте пропущенные слова, используя слова для вставки.
Выветривание - процесс разрушения и преобразования горных пород. _______________ выветривание происходит в результате резких изменений температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению. _______________ выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к ____________ выветриванию.
Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Структура синквейна.
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
«Синквейн»
Синквейн
6 класс. Тема «Движение воздуха»
Используя предложенный текст, составьте синквейн по заданным правилам.
Предполагаемый ответ.
1.Ветер
2.Сильный, штормовой
3.Дует, срывает, пугает
4. Образуется из-за разницы в давлении
5. Стихия
Синквейн
6 класс. Тема «Рельеф суши. Горы»
Предполагаемый ответ.
1.Горы
2.Высокие, молодые
3.Поднимаются, разрушаются, влекут
4.Кавказ – высочайшие горы России
5.Эльбрус.
«Вопросы после текста»
(«Таксономия Б.Блума»)
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
фактической информации текста, изложенной вербально;
подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста;
оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.
«Ромашка Блума»
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
«Ромашка Блума»
Оценочные вопросы
Творческие вопросы
Объясняющие вопросы
Практические вопросы
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Классификация вопросов Б.Блума:
«Простые вопросы»
Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
Как звали главного героя?
Куда впадает Волга?
«Простые вопросы»
6 класс Тема «Атмосфера Земли»
Что такое «Атмосфера» ?
Ответ: воздушная оболочка Земли
9 класс Тема «ГП России»
Какое место Россия занимает по S ?
Ответ: 1 место
«Уточняющие вопросы»
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
« «Уточняющие вопросы»
6 класс Тема «Атмосфера Земли»
Правда ли, что в составе атмосферы азота больше, чем кислорода ?
Ответ: да
9 класс Тема «ГП России»
Правда ли, что крайняя восточная точка России находится в западном полушарии ?
Ответ: да
«Оценочные вопросы»
9 класс. Тема «ГП России»
В чём вы видите минусы распада СССР ?
6 класс. Тема «Атмосфера»
И на других планетах есть атмосфера. А есть ли жизнь на этих планетах?
«Творческие вопросы»
Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
9класс. Тема «ГП России»
Вопрос «Огромная территория России – это «зло» или «добро» ?
Продолжить фразу - если бы за Уралом плескался океан…Предполагаемые ответы: государством было бы легче управлять, не победили бы в Вов, не было бы такого набора полезных ископаемых и т.д.
6 класс. Значение атмосферы.
Что бы произошло, если бы исчезла атмосфера
Ответы: всё живое бы погибло без кислорода, метеориты бы падали на Землю, планета бы днём перегревалась, а ночью бы замерзала и т.д.
«Объясняющие (интерпретационные) вопросы»
Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
Почему слова М.Ломоносова, сказанные в 1763 году : «Российское могущество прирастать будет Сибирью» актуальны сегодня?
9 класс. Тема «ГП России»
Пользуясь текстом учебника и картами атласа определить сухопутные и морские границы России с другими государствами.
6 класс. Тема «Атмосфера»
Определить наличие «снеговой шапки» на вершине горы, если известно, что высота горы 6985 м, а температура у её подножия +20 градусов.
Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!
Джорж Карлин
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.