«Организация внеурочной деятельности обучающихся для формирования интереса к изучению химии и профориентации»
Подготовил
Учитель химии МБОУ СОШ №1
Филиппова М.В.
Внеурочная деятельность обучающегося – деятельность, осуществляемая во внеурочное время в целостной взаимосвязи с другими формами организации образования (обучения), направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения
«Внеурочная деятельность по химии – деятельность, направленная на формирование познавательного интереса школьников к химии, осуществляемая во внеурочное время с учетом современных требований ФГОС ООО и СОО нового поколения»
Цель внеурочной деятельности – расширение и углубление химических знаний, развитие познавательных интересов, склонностей и способностей обучающихся.
Задачи внеурочной деятельности
1)обучающего характера:
• расширение и углубление теоретических знаний, обучающихся по различным вопросам и разделам курса химии;
• формирование предметных и жизненно значимых способов действий;
• углубленное раскрытие вопросов химической технологии и химического производства;
• прочное овладение обучающимися лабораторной техникой и техникой безопасности труда в химической лаборатории;
• раскрытие связи изучаемого материала с практикой его применения на производстве и в быту;
• прочное освоение обучающимися методов и языка химической науки;
• усвоение обучающимися межпредметных и метапредметных категорий;
• овладение обучающимися умениями переносить знания и действия в типичные и нетипичные ситуации.
2)воспитывающего характера:
• ознакомление обучающихся с достижениями химических наук и химической промышленности в стране;
• формирование у обучающихся химической картины природы;
• формирование бережного отношения к духовным и материальным ценностям, к природе, обществу, человеку;
• ознакомление обучающихся с гуманитарным аспектом истории химической науки и химической промышленности, а также с вкладом выдающихся химиков мира в их развитие;
• воспитание положительных личностных качеств обучающихся.
3)развивающего характера:
Внеурочная деятельность по химии, представляет собой форму организации учебной деятельности по выбору и желанию обучающихся, она реализуется во внеурочное время сверх учебного плана, вне штатного расписания и обязательной учебной программой, с переменным составом учащихся.
направления в реализации содержания внеурочной деятельности
• краеведческая и страноведческая работа (экскурсии на заводы, выставки, природу, лаборатории и музеи);
• организация и проведение массовых мероприятий по химии
• воспитание через предмет (экологическое, этическое, гуманистическое, эстетическое, экономическое и др.).
• Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами).
• Организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, к успешной сдаче ЕГЭ.
• Факультативные занятия
• Профориентационная работа
формы внеурочной деятельности:
Дидактический инструментарий во внеурочной деятельности по химии
2)Дидактические (химические) игры
ученики имеют явно выраженный психологический барьер: «школа – учитель – учебный предмет»
Основа контингента :
социально-незащищённые подростки.
Многие из них «запустившие учебу»,
интеллектуально-пассивные ребята
Это подростки, обделенные вниманием взрослых, привыкшие к унижениям и упрекам в неспособности к учению,
пассивные и равнодушные к учебе.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться в своей работе:
-отсутствие у большинства ребят интереса к учебе;
-агрессивность в отношении со сверстниками и взрослыми;
-социальное неблагополучие в семье;
-невоспитанность, утрата моральных ориентиров;
-разная возрастная категория учащихся;
-демонстративная лень и безответственность.
Изучать химию в школе трудно. Хочется повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями. Поэтому большое внимание я уделяю внеурочной деятельности. Она углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, выявить склонности и дарования учащихся, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с книгой, способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать полученные результаты исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями. Внеурочная деятельность позволяет создавать типичные жизненные ситуации, в ходе которых ученику нужно найти правильную линию поведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, соответствующее реальным обстоятельствам, что приводит к взрыву эмоций и повышению у учащихся интереса к предмету. Также внеурочная деятельность позволяет знакомить учащихся с профессиями, связанными с химией.
Внеурочную деятельность строю на основе общедидактических принципов:
Чтобы возник интерес учащихся к внеурочной работе я стараюсь создать определенные условия. Такими условиями являются:
-чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений;
-успех в учении (повышение успеваемости);
-осознание значения предметов в жизни общества;
-удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях.
А индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае.
использую следующие методы и формы:
Одним из источников развития познавательной самостоятельности учащегося является его самостоятельная работа в процессе учебной деятельности. Для овладения знаниями учащимися использую такие виды самостоятельных работ как: чтение текста, составление плана, конспектирование, работа со справочниками, для закрепления знаний: работа с конспектом, составление плана ответа, ответы на вопросы, подготовка докладов. Для формирования умений: решение различных задач, выполнение упражнений, подготовка к играм, КВНам, творческим тематическим вечерам.
Важным принципом во внеурочной деятельности является принцип занимательности. Я использую такие элементы занимательности, как химический эксперимент, викторины, турниры, сценки, рассказы-задачи с занимательным содержанием, с историческими фактами разгадывание кроссвордов, чайнвордов, загадок, шарад, ребусов. Не только я могу организовать элементы занимательности, но и сами дети часто придумывают кроссворды (Приложение №8), сказки, рисуют, пишут синквейны (Приложение №7), демонстрируют занимательные опыты. Очень часто привлекаю детей, объявив конкурс на лучшую творческую работу (химическую загадку, стихотворение, синквейн , кроссворд).
Виды внеклассной работы по химии необычайно многообразны (Приложение №1). Учитывая психолого-педагогические особенности учащихся нашей школы, состав учащихся, наиболее эффективными видами внеклассной работы, по моему мнению, являются:
-недели и декады химии;
-КВНы;
-викторины, конкурсы;
-олимпиады
-выпуск газет.
- написании рефератов и докладов
- подготовка презентаций
- выполнение творческих заданий.
- проектная деятельность
- научно-исследовательская деятельность и защита исследовательских работ
- проведении тематических вечеров и внеклассных мероприятиях по предмету
Мною разработаны программы внеурочной деятельности: «Проектно-исследовательская работа по химии», «Решение задач и упражнений по органической химии», «Химия вокруг нас». А так же программы с использованием оборудования центра «Точка Роста» - «Лаборатория химического эксперимента», «В химии всё интересно»
Возможности учебного предмета химии в плане профориертации достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной и средней школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д.
Моя цель, как учителя химии, биологии - дать учащимся основные представления об использовании химических, биологических знаний в различных профессиях, расширить историко-технический, профессиональный, общекультурный кругозор будущих рабочих, вооружить их знаниями анатомии, физиологии, гигиены и психологии труда для достижения успеха в профессиональной деятельности, сохранения устойчивой работоспособности и здоровья, показать возможность творческого инициативного подхода к решению производственных задач. Систематически на уроках и во внеурочное время я веду профориентационную работу - сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области химии, связываю познавательные факты о профессиях и производствах с темой и содержанием учебного занятия.
Усилить практический аспект подготовки школьников пытаюсь с помочью практико-ориентированных заданий, которые использую при изучении разных тем - как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Это могут быть задания теоретического, экспериментально-теоретического и расчётного характера (познавательные и расчётные задачи, вопросы, химический эксперимент, применение тех или иных веществ или процессов, качественные реакции) (Приложение №4). При этом уместнее использовать тривиальные названия веществ, например, известковая вода, жженая магнезия, мрамор и т.д. Особенность таких заданий - необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи.
Кроме этого предлагаю учащимся писать сочинения, сказки, доклады, составлять кроссворды, рисовать по данной теме, провожу открытые внеклассные мероприятия, посвящённые различным профессиям
Мною разработана система внеклассных заданий и мероприятий по химии ((Приложение №3, №5) «Сварщик и химия», Автомеханик и химия», Повар и химия».
В кабинете имеются сменные стенды, посвящённые связи химии с различными профессиями.
Тематические классные часы, анкетирования, беседы, встречи с представителями разных профессий и выпускниками школы, обучающимися на соответствующих факультетах, посещение высших и средних учебных заведений химической направленности в дни открытых дверей, экскурсии на предприятия химической промышленности так же способствуют правильному выбору будущей профессии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.