|
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение
«Готовность к школьному обучению»
Подготовила:
студентка ГБПОУ КК ЕПК
Группы Ш-22
Гурская Анастасия Михайловна
Ейск, 2023г.
Подготовка детей к удачному обучению в школе – основная задача, которая в нынешней ситуации завоевывает особенную актуальность. Это связано со значимым ухудшением состояния здоровья детей, уменьшением их функциональных потенциалов и в то же время с усложнением учебных запросов, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью.
Подготовка к школе нередко анализируется как более раннее исследование программы 1-го класса и сводится к развитию узкопредметных знаний и умений. В образовательной практике наблюдаются попытки форсированной подготовки ребёнка к школе, «притирки» содержания учебы детей дошкольного возраста к содержанию начального школьного обучения.
Развитие готовности к школе имеет проявленную когнитивную направленность. Мало уделяется внимания личностной, психофизиологической готовности, пропускается из виду эмоциональная и социальная готовность.
Нынешняя школа требует от детей не столько каких-либо особых знаний и умений, сколько более трудных форм умственной деятельности, более большого уровня способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. К данному времени накоплен большой опыт исследования некоторых аспектов готовности детей к регулярному школьному обучению (Л. И. Божович, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, Я. Йирасек и др.). Тем не менее, проблема развития готовности детей к учебе в школе остается открытой и требует дальнейшего исследования
1. Готовность ребенка к школе
Удачное постановление задач формирования личности ребенка, рост результативности учебы, подходящее профессиональное становление во многом предназначается тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В нынешней психологии, к сожалению, пока не имеется целого и ясного установления понятия "готовности", или "школьной зрелости". [11]
На нынешний день почти общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических обследований.
Поступление в школу — это начало новейшего периода в жизни ребенка, вступление его в мир знаний, новейших прав и обязанностей, сложных и многообразных взаимоотношений со взрослыми и ровесниками.
Всякий год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат оригинальный экзамен — именно в наше время, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.
В данное время дети приступают к учебе в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом развита, то у шестилеток ее окончательное окончание реализовывается в первый год школьного обучения. Этому содействует соответствующий подход к детям .
Основная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — полное формирование личности ребенка и подготовка к школе. Тем не менее, большое число детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают значительные трудности в учении. Главной причиной их неудачи является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу учебы. Сама логика жизни подсказывает, что нужно разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться только на физический или паспортный возраст детей.
Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический этап детства, принявший название «кризиса семи лет». Постановка и разработка проблемы критических возрастов в отечественной психологии в первый раз была реализована Л.С. Выготским. На основании логико-методологического анализа категории формирования, анализа имевшихся в то время концепций психического формирования и обобщения материалов, принятых в личных психологических обследованиях, Л.С. Выготский разработал периодизацию психического формирования ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований. «Самое главное содержание формирования в критические возрасты, – показывал Л.С. Выготский, – состоит в возникновении новообразований» [6; 45].
В качестве психологического новообразования, проявляющего суть кризиса семи лет, Л.С. Выготский выделял «обобщение переживания» или «интеллектуализацию аффекта». У детей, прошедших кризис семи лет, обобщение переживания проявляется в утрате непосредственности поведения. У ребенка возникают «...не только некоторые аффективные реакции на некоторые явления, а обобщенные неопредмеченные аффективные тенденции» [7; 120].
К концу дошкольного возраста дети теряют непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от разнообразных влияний среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью – ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не постоянно адекватную ситуации, и потом ведет себя в соответствии с данной внутренней ролью.
Отсюда и необычность поведения, и непостоянство, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения.
До сих пор в психологии отсутствует целое и ясное установление понятия «готовность ребенка к школе» или «школьной зрелости». Подтверждением тому установление данных понятий различными и очень авторитетными специалистами в этой сфере.
Приведем некоторые из них.
Готовность ребенка к школе - это «освоение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и прочими нужными для наилучшего уровня освоения школьной программой поведенческими характеристиками» полагает Анна Анастази.
Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в формировании, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении считает популярный чешский психолог Й. Шванцара .
Оба установления сколь широки, столь и неопределенны. Они скорее дают какое-то всеобщее представление о понятии, чем предлагают определенные направления в установлении психологических детерминант готовности ребенка к учебе в школе.
Пожалуй, указание на такие детерминанты присутствует в установлении готовности, даваемом Л. И. Божович.
Готовность ребенка к школе сформировывается из назначенного уровня формирования мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении.
По нашему взгляду именно произвольность поведения младшего школьника считатся центральным моментом, устанавливающим его готовность к учебе, поскольку она выражается как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), ровесникам и самому себе.
Готовность ребёнка к школе- это комплексное понятие, подключающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, формирования и воспитания владеет ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём устанавливают уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только прекрасными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка совершенно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.
Итак, говоря о готовности к школе, подразумевается совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, поддерживающих ребёнку предельно свободно и безболезненно войти в новейшую школьную жизнь, принять новейшую социальную позицию «школьника», удачно усвоить новейшую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новейший для него мир людей.
Специалисты, говоря о готовности к школе, порой сосредоточивают внимание на различных сторонах формирования детей, истекая из личного опыта работы с ними.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.