Образовательные средства ИКТ
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся
Классификация средств ИКТ
1.По решаемым педагогическим задачам:
Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний)
Средства практической подготовки
( задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры)
Вспомогательные средства ( энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия)
Комплексные средства (дистанционные учебные курсы)
Классификация средств ИКТ
2. По функциям в организации образовательного процесса
Информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы)
Интерактивные (интерактивная доска, электронная почта, интернет- конференции, чаты, сетевые семинары)
3. По типу информации (электронные и информационные ресурсы)
С текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программно и учебно-методические материалы)
Для педагога ИКТ – это:
источник информации к уроку (ресурсы Интернет, мультимедийные библиотеки и пр.)
помощник в подготовке планов, конспектов, дидактических и наглядных материалов
средство самообразования
Для педагога ИКТ – это:
помощник в системе методической деятельности, формировании методических фондов в помощь педагогу
средство диагностики, анализа, контроля процесса и результатов обучения и воспитания
помощник в создании и сохранении статистических отчетов и банка данных
ИКТ
Повышают качество педагогического труда
Делают образовательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным
Делают процесс обучения более привлекательным для детей, повышают интерес к занятиям
Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве
Позволяют сделать образовательный процесс более результативным
Компьютерный урок
Вариант ( вид) компьютерного урока зависит от:
общей дидактической структуры урока
приемов использования средств ИКТ
объема делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока)
вида используемых средств ИКТ (текстовые, видео, аудио, Интернет и пр.)
Принципы организации уроков с применением ИКТ
Основные дидактические принципы:
Систематичности
Последовательности
Доступности
Научности
Дифференцированного подхода и др.
Специфические принципы:
Адаптивности
Управляемости
Принцип диалогового характера обучения
Оптимальности ( в выборе средств, приемов и продолжительности работы)
Интеграции компьютерных и педагогических технологий
Виды учебных занятий с применением ИКТ
Коллективные занятия в лекционном классе
Групповые занятия в компьютерном классе под руководством педагога
Индивидуальное обучение. Индивидуализация обучения
Самостоятельная работа учащихся
Сетевое (индивидуальное и групповое ) взаимодействие
Интернет-урок.
Дистанционное обучение
Конструирование уроков с использованием ИКТ
Иллюстрирование содержания уроков с помощью презентаций, видеороликов, слайдшоу и т.д.
Интернет-уроки ( виртуальные экскурсии и путешествия; участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях и чатах; посещение электронных библиотек и видеолекций )
Работа с электронными учебниками и пособиями, опорными конспектами
Конструирование уроков с использованием ИКТ
Лабораторные работы, практикумы, тренинги, учебные исследования
Дистанционный семинар
Сетевые формы общения
Творческие проекты, конкурсы, олимпиады, игровые обучающие занятия
Тестирование, пробные ЕГЭ и экзамены, контрольные работы
Анализ результативности использования ИКТ на уроке
Целесообразность применения ( на данном уроке, в данное время, в данной теме, именно этих средств)
Продуманность структуры, формы, содержания урока и приемов использования технических средств. Их соответствие целям урока
Продуманное сочетание компьютерных и педагогических технологий.
Интерактивность и управляемость процесса обучения
Соответствие содержания, подачи материала возрастным и индивидуальным особенностям детей
Качество технического обеспечения и профессиональные навыки педагога как пользователя ПК
Обеспечение здоровьесберегающих условий использования технических средств (оптимальность в применении компьютера и др. технических средств)
Сайт дистанционной школы по русскому языку «Урок» - http://urok.hut.ru/
Основные правила грамматики русского языка в электронном виде - http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Репетитор русского языка и литературы. Индивидуальные занятия с абитуриентами и школьниками. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку - http://www.repetitor.org/repetitors/rus1.html
ДЕБАТЫ как инновационная образовательная технология
Дебаты представляют собой оригинальную образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать целый ряд специальных навыков (логичность, критичность и гибкость мышления, оперативную организацию мыслей, умение быстро ориентироваться в ситуации, навыки устной речи и публичного выступления, опыт рационального поведения в условиях конфликта, уверенность в себе, умение отстаивать свое мнение и т.д.). Эти навыки необходимы всем, кто желает добиться успеха в современном обществе.
Содержание
Дебаты – интеллектуальная игра, которая представляет собой соревнование двух команд (они называются спикерами), спорящих на заданную тему, которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. При этом одна команда утверждает тезис, а другая его опровергает. В процессе дебатов происходит не просто поочерёдное высказывание одного человека за другим, а сложный процесс взаимопроникновения в смысл коммуникативной деятельности каждой отдельной личности
Принцип организации
В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Задача каждой из команд – убедить аудиторию (зал) или профессиональных судей – поддержать одну из сторон. Главным критерием является убедительность аргументов, представленных командой; эффективность выступления с точки зрения структуры, способа и, главное, содержания речи. Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»
Действующие лица
Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).
Этапы работы в технологии «Дебаты»
Подготовка
Выбор темы.
Построение сюжета доказательств
Подбор аргументов
Собственно дебаты
Оглашение позиций (дискуссия)
Раунд перекрестных вопросов
Судейство
Рефлексия
Использование технологии на уроках русского языка
Особенность уроков русского языка проявляется здесь в том, что важно и обучение умениям вести дебаты, и собственно содержание дебатов. Первое можно делать на разном учебном материале, так как для приобретения «техники дискуссионного выступления» нужны упражнения; содержание же дебатов требует тщательного отбора проблем, обсуждение которых помогает школьникам осваивать мировоззренческие представления, и учета возможностей для самостоятельного подбора доказательств.
Требования
Решающим фактором при отборе материала для проведения дебатов о языке является наличие лингвистической проблемы. Обучающая цель таких уроков – развитие речи учащихся, научение публичной речи как жанру; воспитательная цель – выработка взгляда на язык, осознание учащимися своей причастности к судьбе родного языка, ответственности за сохранение его богатства, за его дальнейшее развитие.
Темы, в контексте которых возможно проведение дебатов:
отношение к иностранным словам;
использование вульгаризмов в речи;
уместность диалектных, областных слов в литературном языке;
использование устаревших слов;
вкусовщина в отношении к языку;
целесообразность канцелярита, штампов;
полезность сложносоставных аббревиатур.
Удобнее идти к обсуждению проблемы дебатов от готового текста, содержащего дискуссионный вопрос. При этом специфика использования текстов лингвистического содержания связана с трудностями их подбора, поскольку ученые ставят проблему научно, а учащиеся не всегда располагают достаточным количеством языковых фактов для аргументации интуитивно принимаемого или отвергаемого тезиса. Чтобы текст не был чужероден, его чаще всего следует адаптировать с учетом возможностей учащихся.
Дебаты направлены на формирование и развитие у школьников:
терпимости и уважения к различным взглядам;
способности концентрироваться на сути проблемы;
критического мышления;
ораторского искусства; умения работать в команде;
выступления в роли лидера;
Дебаты направлены на формирование и развитие у школьников:
навыков цивилизованной дискуссии;
работы с непопулярными идеями и убеждениями;
работы с информацией, подготовки кейса;
умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, брать на себя ответственность и принимать решения в экстремальных ситуациях.
Значение технологии «дебаты»
Дебаты не только активизируют учебную деятельность обучаемого, создавая ценностную основу профессионального обучения, но и способствуют углублённому изучению материала, выходу за пределы усвоения фактических сведений, творческому применению полученных знаний и умений.
Дебаты как модель учебного диалога представляют собой особое образовательное пространство, где реконструируются и воссоздаются в формах образования инновационные идеи и представления. Проведение дебатов на лингвистические темы должно помочь учащимся усвоить целостный взгляд на язык: владею языком — в этом мое богатство; совершенствуюсь в языке,— значит, познаю себя, окружающий мир, развиваюсь умственно и нравственно; бережен и внимателен в речи,— значит, сохраню наследие предков, передам его дальше; люблю свой родной язык и горжусь им,— значит, не оторван от корней, от истоков культуры, причастен к историческому прошлому и настоящему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.