Выполнил:
Кутин Максим Максимович
обучающийся 9 класса
Куратор проекта:
Ионова Ольга Васильевна
социальный педагог
Высоковск, 2020г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Индивидуальный итоговый проект на тему: «Переживание одиночества в юношеском возрасте»
Цель проекта:
Проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы.
Задачи проекта:
1. Изучить теоретический материал.
2. Выяснить причины подросткового одиночества.
3. Выявить статистику одиночества среди подростков.
4. Предложить способы преодоления одиночества.
Гипотеза:
Подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Что такое одиночество?
Одиночество – это особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя. Одинокий человек теряет ощущение самого себя из-за отсутствия контактов с другими людьми, он проваливается в пустоту, в которой его, как личности, нет.
временное одиночество ( кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);
ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга);
хроническое одиночество (характеризуется отсутствием у подростка длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности).
Виды одиночества:
Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка.
Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если ребенок теряет свое "Я" , то чувствует свою никчемность;
Возрастной кризис самооценки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
Завышенные требования к другим людям;
Нереалистичные представления о дружбе;
Внешние социальные факторы. Смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств;
Пример семьи. Если в семье частые скандалы, насилие, то ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему;
Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями;
Гиперопека.
Причины подросткового одиночества:
Было проведено добровольное анкетирование среди подростков МОУ-ВЫСОКОВСКОЙ СОШ № 1 .
Цель: выявить статистику одиночества среди подростков и выяснить наиболее эффективные
способы преодоления одиночества
в подростковом возрасте.
Возраст испытуемых: 15-16 лет.
Количество: 36 обучающихся
9 классов
Анкетирование: «Проблема одиночества среди подростков»
На первый вопрос: «Чувствуешь ты себя одиноким по жизни?»
Большинство ответили «нет» (89%).
На второй вопрос: «Бывают ли ситуации, когда ты чувствуешь себя одиноким?»
36% ответили «нет»,
60% ответили «да»,
4% ответили «иногда».
На третий вопрос: «Как ты думаешь, почему подростки испытывают одиночество?»
Наиболее популярными ответами испытуемых стали «нет друзей», «не знаю», «переходный возраст», «нехватки поддержки, внимания от взрослых» , «комплексы, скромность, застенчивость» и др.
Анализ результатов
Анализ результатов
На четвертый вопрос: «Что ты чувствовал, испытывая чувство одиночества?»
Самые частые ответы: «подавленность», «тоска, пустота»,«боль» «грусть», «нужда в разговоре с кем-то» и др.
На пятый вопрос: «Что нужно, чтобы не быть одиноким?»
Испытуемые отвечали: «найти друзей», «общаться», «быть позитивным», «посещать общественные мероприятия» и др.
На шестой вопрос: «Что ты сделал, чтобы выйти из состояния одиночества?»
Большинство ответили «ничего», «завела новые знакомства», «больше общался», «рассказал о своих проблемах родителям» и др.
На седьмой вопрос: «Как помочь одиноким подросткам?»
Популярными ответами стали: «общаться с ними», «подружиться с ними», «не могу определиться», «позвать гулять», «поддержать их», «не оставлять их», «придти на помощь», «протянуть руку помощи» и др.
Опрос проводился среди учителей,
родителей, социального педагога и др.
Цель: Создать рекомендации для
преодоления одиночества среди подростков.
Вопрос: «Как одиноким подросткам
побороть чувство одиночества?»
Ответы:
Начать с себя. Изменить себя.
Не замыкаться в себе.
Читать классическую литературу.
Проанализировать свои поступки.
Захотеть, проявить желание.
Заниматься любимым делом.
Завести домашнего животное.
Общаться со сверстниками.
Находить общий язык с семьей.
Меньше общаться в виртуальном мире.
Поднимать свою самооценку
Опрос среди взрослых:«Как одиноким подросткам побороть чувство одиночества?»
Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
Выполнение домашних дел.
Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
Анализ причин своего одиночества.
Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
Рекомендации по преодолению чувства одиночества в подростковом возрасте
Теоретический анализ различных литературных источников показал, подростковый возраст - это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. Причин, по которым подросток может чувствовать себя одиноким, существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками.
Влияние одиночества на подростка зависит от длительности переживания,
- кратковременное одиночество ;
- ситуативное одиночество ;
- хроническое одиночество .
Анализ полученных результатов показывает, что большинство подростков не чувствуют себя одинокими по жизни (88%), но практически каждый хотя бы раз пребывал в состоянии одиночества.
Таким образом, цель и задачи данной исследовательской работы были достигнуты.
Гипотеза о том, что большинство подростков 15-16 лет нашей школы остро переживают одиночество не подтвердилась.
Вывод:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.