Презентация по функциональной грамотности. Внеурочная деятельность. Начальная школа.

  • pdf
  • 28.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация функ.грамотность 3 pdf.pdf

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ

ПОЛНОЦЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО

Функциональная грамотность как условие реализации обновленных ФГОС

Говори не о том, что знаешь, а о том, что понял

Китайская мудрость


■ Новые ФГОС подчеркивают необходимость формирования у школьников функциональной грамотности (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС2021 ООО

■ Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняется невысокими показателями российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS 

■ Функциональная грамотность – одна из оценок качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219)

 

Формирование  функциональной грамотности

Педагоги часто смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые

Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы: 

Что понимается под функциональной грамотностью и ее отдельными составляющими? 

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? 

А также

Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение учащимися функциональной грамотностью? 

 

Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? 

Есть ли такие я в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? 

Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности? 

Определение

Функциональная грамотность – 

способность человека вступать в отношения с внешней средой и

максимально быстро адаптироваться и эффективно функционировать в ней

 

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде  

Отличительные черты функциональной грамотности

С годами набор ключевых для жизни умений меняется

 

А.А. Леонтьев в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации»

 

Компоненты  функциональной грамотности

 

■ Читательская грамотность

■ Естественнонаучная грамотность

■ Математическая грамотность

■ Финансовая грамотность ■ Глобальные компетенции

■ Креативное мышление 

Читательская грамотность

■ Концепция читательской грамотности изменяется 

■ Цели образования изменяются: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий

■ Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

           Поиск информации 

           Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении 

           Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. 

Читательские умения

4.    Использовать информацию из текста 

4.1.     Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т. п.) без привлечения фоновых знаний

4.2.     Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 

4.3.     Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4.     Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5.     Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6.     Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

 

Особенности  заданий для формирования ФГ 

 

■ Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний

■ Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни 

■ Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны

■ Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)

 

Особенности  заданий для формирования ФГ  

§   Особенность заданий ФГ – их многофакторность и комплексный характер

§   Для выполнения заданий требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений

§   Специфика заданий на формирование ФГ заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер

Компоненты задания для ФГ

Контекст задания

Контекстом называют тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: 

o     личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями) o местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)

o     глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира) 

Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку ФГ, так как помещенная в нем проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание 

Познавательные уровни 

Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для его выполнения. Выделяются следующие познавательные уровни: 

■       Низкий 

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице

■       Средний 

 Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,

интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков 

■       Высокий 

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы

Критическое мышление

Критическое мышление способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения

 

Критическое мышление используется для анализа объектов с критической точки зрения и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам и формулировать объективные выводы 

Типология заданий

Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией: 

■ Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме. Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами

■ Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств

■ Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства

■ Задача-модель подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте

Типология заданий

■ Задача-поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами

■ Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта

■ Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов. Требование задачи возможности может выражаться в оценивании достоверности явно

■ Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту

■ Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации

Примеры

Примеры

Примеры

Диагностика сформированности ФГ 

 

Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня сформированности компетенций, как способности: 

мобилизовать знания, умения, отношения и ценности при решении практических задач 

проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в различных жизненных ситуациях, вырабатывая осознанную стратегию поведения

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью

         успешно решает разные бытовые проблемы,  используя знания, полученные при изучении

школьных предметов • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях

         использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций

         выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон

 

Спасибо за внимание!