ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ
ПОЛНОЦЕННОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО
Функциональная грамотность как условие реализации обновленных ФГОС
Говори не о том, что знаешь, а о том, что понял
Китайская мудрость
![]() |
■ Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняется невысокими показателями российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS
■ Функциональная грамотность – одна из оценок качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219)
Педагоги часто смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые
Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы:
Что понимается под функциональной грамотностью и ее отдельными составляющими?
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение учащимися функциональной грамотностью?
Какие задания работают на формирование функциональной грамотности?
Есть ли такие я в учебниках и задачниках, по которым работает учитель?
Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и эффективно функционировать в ней
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
С годами набор ключевых для жизни умений меняется
А.А. Леонтьев в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации»
■ Читательская грамотность
■ Естественнонаучная грамотность
■ Математическая грамотность
■ Финансовая грамотность ■ Глобальные компетенции
■ Креативное мышление
■ Концепция читательской грамотности изменяется
■ Цели образования изменяются: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий
■ Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации
■ Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
– Поиск информации
– Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
– Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
Читательские умения
4. Использовать информацию из текста
4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т. п.) без привлечения фоновых знаний
4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
■ Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний
■ Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
■ Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
■ Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
§ Особенность заданий ФГ – их многофакторность и комплексный характер
§ Для выполнения заданий требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
§ Специфика заданий на формирование ФГ заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер
Контекстом называют тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
o личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями) o местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)
o глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку ФГ, так как помещенная в нем проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание
Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для его выполнения. Выделяются следующие познавательные уровни:
■ Низкий
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице
■ Средний
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,
интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков
■ Высокий
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы
Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения
Критическое мышление используется для анализа объектов с критической точки зрения и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам и формулировать объективные выводы
Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией:
■ Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме. Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами
■ Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств
■ Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства
■ Задача-модель подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте
■ Задача-поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами
■ Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта
■ Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов. Требование задачи возможности может выражаться в оценивании достоверности явно
■ Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту
■ Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации
Примеры
Примеры
Примеры
Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня сформированности компетенций, как способности:
■ мобилизовать знания, умения, отношения и ценности при решении практических задач
■ проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в различных жизненных ситуациях, вырабатывая осознанную стратегию поведения
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью
• успешно решает разные бытовые проблемы, используя знания, полученные при изучении
школьных предметов • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях
• использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций
• выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.