Архитектура 1917-1932 годов
Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира».
Жилой комплекс на тракторной улице. 1925-1927. (Ленинград / Петербург)Архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов и Н. Ф. Демков
Ранее здесь находился Крылов переулок (отсюда название «Крыловский участок»).
Названа в 1926 году в память о выпуске первых тракторов на заводе «Красный путиловец»
(ныне «Кировский завод»).
Застройка небольшой улицы представляет уникальный единый ансамбль жилого массива для рабочих, построенного в 1925—1927 гг. для рабочих Нарвской заставы (арх. А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов и Н. Ф. Демков) из 16 трёх- и четырёхэтажных домов, вытянутых вдоль улицы, с двух-четырёхкомнатными квартирами для одной или двух семей. В ходе проектирования изучался передовой зарубежный опыт, Г. А. Симонов был командирован для этого в Германию и Швецию.
Корпуса расположены с промежутками, проезд превращён в аллею, в конце которой организована небольшая площадь, улица и дворы озеленены. Ближе к проспекту Стачек улица раздвигается уступами и, резко расширяясь, «вливается» в магистраль. Это место оформлено более высокими — четырёхэтажными — домами. Перспективы улицы замыкается стоящей на противоположной стороне проспекта школой им. 10-летия Октября, построенной под руководством А. С. Никольского в это же время. Корпуса на противоположных сторонах улицы не повторяются зеркально.
Входы во дворы выполнены в виде запоминающихся полуарок, соединяющих угловые дома. Форма и группировка балконов крайне разнообразны: они могут быть вкомпонованы в углы, совмещены с лоджиями или состыкованы с выступающими объёмами. Все лестничные клетки выходят на север (чтобы не отнимать свет у жилых комнат), поэтому на северной стороне они выходят во двор, а на южной — на улицу. В последнем случае «весомые пластичные объёмы лестниц организуют крупным ритмом… линию улицы. Эти выступы несимметрично скруглены, в криволинейные поверхности врезаны клинья консольных козырьков». Все подсобные помещения имеют естественное освещение — на фасадах им соответствуют мелкие окна.
1918 - Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции»
Обнародован 14 апреля 1918 и повлек за собой детальную разработку конкретных предложений, получивших обобщенное название ленинского плана «монументальной пропаганды»
Монументальная пропаганда— выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным программа развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии.
В списке памятников , намеченных к осуществлению, значились имена деятелей революции, русской и мировой культуры и искусства.
За период с 1918-1921 были созданы десятки памятников, сотни мемориальных досок и революционных надписей.
Из мемориальных досок наиболее значительным был барельеф С.Коненкова, укрепленная на стене Московского Кремля со стороны Красной площади. Это одно из первых скульптурных произведений созданных по плану «монументальной пропаганды»
Барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены. С. Коненков, 1918
Памятник Ж. Дантону работы Н. Андреева, 1919
В.Мухина. Пламя революции. Эскиз памятника Свердлову. 1922
С.Коненков. Степан Разин. 1918-1919
Л.Шервурд. Памятник А. Н. Радищеву. 1918 г.
Б. Королев. Памятник Бакунину в Москве. 1918-1920
Памятник Достоевскому С.Д. Меркуров, 1918
Лучшие произведения, созданные по плану «монументальной пропаганды»
Памятник П. П. Огареву, 1922, скульптор Н.А.Андреев,
Москва
Памятник А. И. Герцену, 1922, скульптор Н.А.Андреев, Москва
Памятник К. Марксу работы А. Матвеева. Ноябрь, 1918. Петербург
Ленинский план имел своей целью активное обращение изобразительного искусства к широким народным массам в следствии чего в произведениях скульпторов, созданных в послеоктябрьскую эпоху стали формироваться две тенденции: тяга к монументальным формам и повышенный интерес к созданию скульптурных композиций.
С. Д. Меркуров. Смерть вождя. 1927 — 1950 гг.
С. Лебедева. Портрет Ф. Дзержинского. 1925
И.Д.Шадр. Сеятель, 1922
И.Шадр. Памятник В. И. Ленину. На ЗАГЭСе.Грузия. 1926-1927
И.Кавалеридзе. Памятник Артему в Бахмуте. 1924 год
Н. Данько "Работница, говорящая речь" 1923 г
И. Фрих-Хар . Похороны товарища (1926)
В. Домогацкий. Портрет сына (1926)
А. С. Голубкина. «Берёзка». 1927 г.
С. Коненков «Текстильщица», 1923
С середины 20-х годов вслед за скульптурой монументальных форм, начинает все более интенсивно развиваться станковая пластика, обладающая духом монументальности.
ОРС- Общество русских скульпторов, организованное в Москве в 1926 году во главе со скульптором В.Домогацким , сыгравшее значительную роль в развитии советской скульптуры. Общество ставило своей целью объединение скульпторов для развития советской скульптуры. Общество организовало выставки в 1926, 1927, 1929, 1931. Существовало до 1932.
На первой выставке 1926 года выступила В.Мухина со статуями «Юлия» и «Пламя революции», что положило начало ее творческому взлету.
Мухина В.И. Юлия. 1925
В.И. Мухина. Пламя революции. 1922—1923.
В 1927 году В.Мухина закончила одно из лучших своих произведений- станковую статую «Крестьянка». В ней была поставлена задача воплотить могучий образ русской женщины-труженицы. В этом же году появилась большая трехфигурная группа «Октябрь» работы скульптора А.Матвеева
В. Мухина. Крестьянка. Бронза. 1927. Москва
А. Матвеев. Октябрь. 1927
В воплощении революционной темы возможно, было использование и совершенно иных традиций. Так, скульптур И.Шадр в своей прославленной статуе «Булыжник-оружие пролетариата» (1927) шел не от классицистических приемов начала 19 века, но скорее, от бытового жанра в скульптуре второй половины столетия, с ее конкретностью, обстоятельностью в передаче одежд и даже места действий
И. Шадр. Булыжник - оружие пролетариата. 1927.
Скульптурная «Лениниана»
В 1920-е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Ильичу». Был востребован образ «живого» Ленина, такого, каким его знали современники. Большая историческая конкретность была достигнута Н.Андреевым в его замечательной скульптурной «Лениниане», интенсивная рабоа над которой охватывала все 20-е годы.
Н. Андреев. В. И. Ленин. 1920
Н. Андреев. В. И. Ленин. 1929
Н. Андреев. В. И. Ленин - вождь. 1931- 1932.
Скульптурная «Лениниана», выполнявшаяся в 20-30 годы, воочию показывала, каковы были соотношения между станковой и монументальной пластикой. Если станковая скульптура зачастую наполнялась в это эпоху монументальным пафосом, то монументальная в свою очередь, становилась все более жизненно конкретной.
И. Шадр. Памятник В. И. Ленину на ЗАГЭСе. 1927
Памятник В. И. Ленину на площади его имени у Финляндского вокзала, Санкт-Петербург(скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх). Открыт 7 ноября 1926 г.
Памятник В.И.Ленину перед главным зданием Смольного. 1927 г. Скульптор В.Козлов. Архитектор В.Щуко.
Выдающийся вклад в скульптурную «Лениниану» внес Б.Королев. В 1925-1926 годах он создает мраморный бюст В.И.Ленина. Вершиной же монументального увековеченья великого образа стал его памятник в Ташкенте. Памятник представляет собой синтез монументальной статуи и архитектурного основания, при котором каждый из компонентов по-своему важен и значителен.
Б. Королев. В. И. Ленин. 1926.
Памятник В.И. Ленину в Ташкенте,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.