Население проживало в основном в сельской местности (87 %), но уже наблюдается и бурный рост городского населения, которое пополнялось за счет внутренней миграции крестьян, усилившейся после реформы 1861 года.
Типичная сельская семья
Менялся облик городов. Теперь они застраиваются в основном многоэтажными зданиями (4-5 этажей). Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, театры, рынки, банки. Магазины стали теснить торговые ряды и мелкие лавочки. В городах появились большие рабочие окраины, где строились крупные промышленные предприятия.
Морозовский городок в Твери
В 1860-х гг. появились керосиновые фонари, потом газовые. В конце 1870-х гг. на улицах Петербурга появились электрические фонари. В 1886 году в Москве была построена большая электрическая станция. Электричество пришло и в дома зажиточных горожан.
Городской электрический фонарь
Бурно развивались средства связи. В 1856 году по почте было отправлено 40 млн. писем, в 1888 году – уже 355 млн. Телеграф появился в середине века. В 1852 году была одна телеграфная линия Москва-Петербург. В конце века телеграфной сетью были охвачены не только губернские, но и некоторые уездные города. В России была самая протяжённая в мире телеграфная линия до Владивостока.
Телеграф
В 90-е годы на улицах некоторых городов появились трамваи. Первый в 1892 году – в Киеве, потом в Казани и Нижнем Новгороде. В Петербурге трамвайные рельсы прокладывали зимой на льду Невы. Маршрут связывал центр города с Петроградской стороной.
Первый трамвай в России
К дворянским кварталам примыкали купеческие. Они тянулись по берегу реки. В глубине яблоневых садов здесь стояли двухэтажные, иногда, трёхэтажные особняки. Первый этаж занимала прислуга. На втором находились парадные нежилые комнаты. По будням шторы были спущены, а мебель стояла в чехлах.
Москва. Городской вид. 19 век
В купеческой части города царил старинный уклад. Пища была сытной: мясные наваристые щи, жареный гусь или утка с кашей, рыба (белуга, осетрина, навага). Пили много чаю, как правило, из тульских самоваров — с вареньем разных сортов, калачами, пирогами и пряниками.
Купец-сундучник. Худ. Б. Кустодиев
Купчиха. Худ. Б. Кустодиев
В конце века богатые столичные купцы стали перебираться в бывшие дворянские усадьбы, строить затейливые особняки по проектам знаменитых архитекторов, щеголять породистыми рысаками. Внешним обликом они не отличались от богатых дворян. Купеческие жёны выписывали туалеты из Парижа, ездили отдыхать на Французскую Ривьеру. Часто устраивали званые обеды. В каждом купеческом доме были свои фирменные блюда. Для обслуживания гостей приглашались повара и официанты из самых дорогих ресторанов, выступали знаменитые певцы, хоры и оркестры.
Верхушка городской интеллигенции — университетская профессура, богатые адвокаты и врачи, известные артисты, а также крупные и средние чиновники собственных домов не имели. Они покупали или арендовали на длительный срок хорошие многокомнатные квартиры в центральных кварталах. Обстановка таких квартир практически не отличалась от богатых дворянских покоев. Но главными в домах интеллигентов были не парадные комнаты, а рабочие кабинеты и библиотеки.
Одежда жителей городов отвечала требованиям удобства и практичности. В ней, как и прежде, было много заимствований из европейской моды. С середины 1850-х гг. обязательной частью мужского гардероба стала «визитка» — разновидность длинного приталенного сюртука. Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску.
С 1860-х гг. в моду вошёл прямой пиджак, скрывающий фигуру. Пиджак, жилет и брюки из шерстяной ткани тёмных тонов стали классическим вариантом мужского костюма. Головными уборами были фетровая шляпа, шляпа-котелок с небольшими полями, вытеснившие цилиндр, а летом — соломенная шляпа-канотье.
В 1870-х гг. парижские модельеры предложили костюм, в котором гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой и драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Чуть пониже спины, под тюником, переходящим в шлейф, помещалась небольшая подушечка — турнюр. Завершалось это сооружение пышным бантом на спине по линии талии.
Однако активное вовлечение женщин в деловую и общественную жизнь привело к упрощению костюма. Он начал вбирать в себя элементы мужской моды — крахмальные воротники, манжеты, галстуки, стал тяготеть к тёмным тонам.
В уездных городах из таких строений состояли почти все улицы. Внутренняя обстановка домов была непритязательна и однообразна: кисейные занавески и горшки с геранью на окнах, иконы с теплящимися лампадками, комод, покрытый белой вязаной салфеткой, шкафчик, где за стеклом стояла незатейливая посуда.
В тех городах, где были расположены университеты, жители примыкающих к университету улиц сдавали студентам комнаты или квартиры. Эти районы, в подражание Парижу, получали название «латинских кварталов». Жизнь в них приспосабливалась к студенческим потребностям.
В 1870-е гг. студенты носили широкополые шляпы; на плечи был накинут шерстяной плед, восполнявший недостаток тепла пальто.
Студент. Худ. Н. Ярошенко
В среде учащейся молодёжи появились стриженые девицы в синих очках и коротких, до середины голени, платьях тёмного цвета.
В 1880-х и 1890-х гг., когда с университетскими вольностями было покончено, студентов одели в форменные сюртуки и тужурки, фуражки с синими околышами. Девушки носили строгие тёмные платья с белыми воротничками, волосы гладко зачёсывали, собирая на затылке в пучок.
Обедали тоже рано, в двенадцать часов. Потом все оставшиеся дома ложились спать, а спустя несколько часов снова начиналась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой ложились спать тотчас, летом — около одиннадцати. По субботам ходили в баню. В праздники пекли пироги.
Обязательным было посещение церкви в дни православных праздников. К обедне шли всей семьёй. Мужчины — в поддёвках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, волосы смазаны коровьим маслом. Женщины — в косыночках на голове и в красочных шалях на плечах. Девушки щеголяли в шёлковых платьях, в шляпках с белыми пёрышками, в высоких ботинках на каблучках.
В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины поверх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убором чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На смену сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпочтение ярким ситцевым платьям с узким лифом, воротничком-стойкой и широкой юбкой. Обувью служили высокие кожаные ботинки на шнуровке.
Нередко рабочие столовались у своего хозяина. Ели из общей деревянной чашки деревянными ложками. За едой следил специальный староста по столам. Он распределял по мискам мясо и давал сигнал, когда можно было начинать еду. Поглощение пищи происходило по принципу «кто смел, тот два раза съел». Рабочие редко могли позволить себе пообедать в трактире или в специальной столовой, где за 10—15 копеек можно было купить сайку или калач с горячей ветчиной или сосисками, а в посты — белугу или осетрину с хреном.
Семья рабочего
В крупных городах были районы, где ютилась беднота. В Москве это была Хитровка. Здесь в ночлежных домах, кабаках, харчевнях обитали «лишние» люди, уголовники. Они были одеты в рваные кацавейки, на ногах опорки, подвязанные верёвкой. Питались кухонными отбросами, распаренными в кипятке.
Москва. Хитров рынок. 1890-е гг.
4. Досуг горожан
В 1870-х годах в обычай горожан среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. Там проводились встречи, совершались коммерческие сделки.
В трактире
Посетителям подавали только русские блюда: заливных поросят, уху, рассольник, расстегаи, подовые пироги. Трактирные порции были огромных размеров при умеренной цене. Посещение трактиров женщинами считалось неприличным.
Половой
Горожане часто посещали театр зимними вечерами. Знать и богатые купцы абонировали постоянные ложи. Дамы одевались нарядно, кавалеры были во фраках. На балконе публика была проще. Галёрку занимали студенты. В Москве в Большом театре устраивались маскарады.
Купеческое семейство в театре.
У простого люда были свои развлечения. Особенно любимыми были празднования Масленицы и Пасхи. Ставились временные дощатые балаганы. Палатки, где торговали пряниками, орехами, блинами.
Сооружались карусели, гремели духовые оркестры, играли в лапту, бабки, водили хороводы. На фабричных окраинах устраивались куличные оби «стенка на стенку».
5. Изменения в деревенской жизни
Быт крестьян менялся крайне медленно. Они, как в прежние времена, жили в деревянных избах с русской печью. Носили простую одежду: поддёвки, чуйки, армяки, длиннополые сюртуки, полушубки и тулупы. По-прежнему главной обувью были лапти, а у более зажиточных крестьян появились сапоги.
Усиливающиеся контакты с городом постепенно меняли деревенскую жизнь. Ушла в прошлое курная изба, топившаяся печью без дымохода. Для освещения, наряду с лучиной, стали применять свечи и керосиновые лампы. В повседневный быт всё шире внедрялись промышленные товары. Стали использовать глиняную посуду вместо деревянной, покупали ситец и шёлк на рубахи и платья, пили чай с сахаром, ели больше мяса.
Традиционное питание
Постный стол
Скоромный стол
Щи, блюда из грибов, гороха и кисели
Каши, картофель
Пареная репа
Пельмени с капустой
Вареники
Овсяные блины
Квашеная капуста, огурцы, грибы
Рыба
Чай с изюмом и медом
Сбитень
Холодец (студень)
Птица и мясо
Рыба, икра
Мясные супы, солянки, борщ
Всевозможная выпечка (калачи, пряники, печенье, баранки, расстегаи, кулебяки)
Соленья, варенья
Напитки (узвары, компоты, квас, наливки)
Крестьянские дома своим внешним видом стали походить на дома городских окраин. В зажиточных семьях появились часы, книги, гармонь. Всё большее значение стала приобретать мода. По праздникам парни надевали алые атласные рубахи и пиджаки, модные пальто; лапти и валенки меняли на сапоги и галоши. Женщины вместо сарафанов и домотканых рубах одевались в шерстяные или шёлковые платья.
И хотя тяжёлый земледельческий труд отнимал у крестьян очень много времени, молодёжь летними вечерами собиралась за околицей, а зимой — в избе. Пели песни, задорные частушки, водили хороводы. Под Рождество и Крещение девушки гадали, на Крещение устраивали колядование с ряжеными. Осенью игрались весёлые свадьбы. В каждой местности были свои свадебные ритуалы и традиции. Отмечали все престольные праздники, крестили младенцев и отпевали умерших. Православная вера, традиции и обычаи пронизывали повседневную жизнь русских крестьян.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Под влиянием перемен в экономике и общественном устройстве в пореформенной России значительно изменился образ жизни населения. Активно шли урбанизация, внедрение в жизнь различных технических достижений. В быту переплетались вековые традиции и новшества индустриального общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.