Презентация по культуре речи "Школа грамотности" для студентов, осваивающих специальность 44.02.02 преподавание в начальных классах
Оценка 4.7

Презентация по культуре речи "Школа грамотности" для студентов, осваивающих специальность 44.02.02 преподавание в начальных классах

Оценка 4.7
pptx
13.06.2021
Презентация по культуре речи "Школа грамотности" для студентов, осваивающих специальность 44.02.02 преподавание в начальных классах
ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ.pptx

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Как говорим – так и живём Не знаю я, куда мне «бечь»,

Как говорим – так и живём Не знаю я, куда мне «бечь»,

Как говорим – так и живём

Не знаю я, куда мне «бечь»,
Мы засорили нашу речь.
Живём то «клёво», то в «прикиде»,
Но в основном на жизнь в обиде.
«Блины» висят на языке,
И грубые слова.
И без конца из уст летит,
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Учиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны,
Это поможет душе и нервам.
Это излечит наше состоянье,
Огромного требует речь вниманья.
А коль начнём за языком следить,
Богатство мира сможем сохранить.
Н. Невская

4

ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ БУТУРЛИНОВСКИЙ

ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ БУТУРЛИНОВСКИЙ

ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ

БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБПОУ ВО «ГПК»

Подготовила Капустянская Татьяна Алексеевна,
классный руководитель
23 группы

Бутурлиновка
2021

5

В. Шефнер «Устная речь» Это так, а не иначе

В. Шефнер «Устная речь» Это так, а не иначе

В. Шефнер «Устная речь»

Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность, разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

6

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю

1. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.
2. Мать велела дочери налить себе воды.
3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.
4. Этот необыкновенный случай случился со мной в молодости.
5. Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
6. Он пристально слушал мой рассказ

ИСПРАВЬТЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

7

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка…

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка…

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи

8

9

9

9

10

10

10

РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ЧТО ИЗУЧАЕТ 11

РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ЧТО ИЗУЧАЕТ 11

РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

ЧТО ИЗУЧАЕТ

11

12

12

12

Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа…

Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа…

Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (С. И. Ожегов)

13

СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком

СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком

нормы

СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком
НЕ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ, т. е. возможны варианты

14

Ился – родилсЯ, ржАветь – ржавЕть, хАос – хаОс; 2) связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая – було[шн]ая, д[е]кан – д[э]кан; 3)…

Ился – родилсЯ, ржАветь – ржавЕть, хАос – хаОс; 2) связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая – було[шн]ая, д[е]кан – д[э]кан; 3)…

1) по месту ударения: родИлся – родилсЯ, ржАветь – ржавЕть, хАос – хаОс; 2) связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая – було[шн]ая, д[е]кан – д[э]кан; 3) фонематические, различающиеся по составу фонем: ноль – нуль, галоша – калоша, тоннель – туннель; 4) морфологические: заусеница – заусенец

ПРИМЕРЫ ВАРИАНТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМ ЯЗЫКА

15

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу, либо предмету: надеть пальто,…

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу, либо предмету: надеть пальто,…

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу, либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребёнка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребёнка, одеть куклу

НАДЕТЬ ОДЕТЬ

16

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своём употреблении

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своём употреблении

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своём употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим). В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребёнку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно

ЕСТЬ КУШАТЬ

17

ПОДСКАЗАТЬ – СКАЗАТЬ Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения ,…

ПОДСКАЗАТЬ – СКАЗАТЬ Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения ,…

ПОДСКАЗАТЬ СКАЗАТЬ

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, пожалуйста, как пройти...

18

ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита,…

ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита,…

ОПЛАТИТЬ ЗАПЛАТИТЬ

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т. п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...).
Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.
Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд

19

КЛАСТЬ» И «ЛОЖИТЬ» Нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием

КЛАСТЬ» И «ЛОЖИТЬ» Нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием

«КЛАСТЬ» И «ЛОЖИТЬ»

Нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием.
Глагол «класть» употребляется без приставок.

Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная – говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» – просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными

20

ЭМИГРАЦИЯ ИЛИ ИММИГРАЦИЯ? Термин эмиграция означает выезд из страны, в которой

ЭМИГРАЦИЯ ИЛИ ИММИГРАЦИЯ? Термин эмиграция означает выезд из страны, в которой

ЭМИГРАЦИЯ ИЛИ ИММИГРАЦИЯ?

Термин эмиграция означает выезд из страны, в которой Вы живёте. Термин иммиграция означает въезд в страну, в которую Вы переезжаете. То есть в своей стране, из которой Вы уезжаете, Вы являетесь эмигрантом (отъезжающим), а в той стране, в которую Вы въезжаете, Вы являетесь иммигрантом (то есть въехавшим)

21

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне:

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне:

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж
НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЁМ, ПЕЧЁШЬ, ПЕЧЁТЕ, ПЕЧЁТ, ПЕКУТ.
Но НЕ! Пекёшь, пекёт, пекём, пекёте
НОРМА: ЖГУ, ЖЖЁМ, ЖЖЁШЬ, ЖЖЁТЕ, ЖЖЁТ, ЖГУТ.
Частая ошибка – без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгёшь, жгёт, жгём, жгёте.
Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЁМ, СТРИЖЁШЬ, СТРИЖЁТЕ, СТРИЖЁТ, СТРИГУТ.
НО НЕ! Стригём, стригёшь, стригёте

22

ТОРТЫ, БАНТЫ, ЛИФТЫ В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах: (тОртов, бАнтов, лИфтов; в тОртах, в бАнтах, в лИфтах; на…

ТОРТЫ, БАНТЫ, ЛИФТЫ В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах: (тОртов, бАнтов, лИфтов; в тОртах, в бАнтах, в лИфтах; на…

ТОРТЫ, БАНТЫ, ЛИФТЫ

В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах:
(тОртов, бАнтов, лИфтов;
в тОртах, в бАнтах, в лИфтах;
на тОртах, на бАнтах, на лИфтах;
лИфт, лИфта, лИфту, лИфтом, на лИфте)

23

ЗвонИть Глаголы, образованные от глагола звонИть с разными приставками (позвонИть, перезвонИть, созвонИться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонИть…

ЗвонИть Глаголы, образованные от глагола звонИть с разными приставками (позвонИть, перезвонИть, созвонИться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонИть…

ЗвонИть

Глаголы, образованные от глагола звонИть с разными приставками (позвонИть, перезвонИть, созвонИться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонИть
(позвонИшь, перезвонИт, созвонИмся и т. д.)

24

ВКЛЮЧИТЬ Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включИть, но с другими приставками (подключИть, переключИть, подключИться, заключИть) во всех формах произносятся с тем…

ВКЛЮЧИТЬ Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включИть, но с другими приставками (подключИть, переключИть, подключИться, заключИть) во всех формах произносятся с тем…

ВКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включИть, но с другими приставками (подключИть, переключИть, подключИться, заключИть) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включИть (подключИт, заключИм, подключИшься и т. д.)

25

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ 1

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ 1

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

1. Произношение некоторых гласных:
афЕра (не афёра); бытиЕ (не бытиё); манЁвр (не маневр)
2. Произношение некоторых согласных:
коне[ш]но (не коне[ч]но); пре[тэ]нзия (не пре[т'э]нзия
3. Произношение заимствованных слов:
п[о]эзия (не п[а]эзия); му[з'э]й (не му[зэ]й); ла[зэ]р (не лаз['эр])
4. Произношение отдельных слов:
учреждение (не уч[е]реждение); инцидент (не инци[н]дент)

26

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ 5

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ 5

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

5. Произношение имён собственных
НикарАгуа, Шри-ЛанкА,
КИжи, Ш[о]пен,
Декарт [дэ], Алексий II
6. Трудности ударения
безвариантные формы:
алфавИт, ходАтайство, валовОй, оптОвый, баловАть, начатА
7. Ударение в отдельных грамматических формах
начат – начата – начаты
занят – занята – заняты
ведомость – ведомостей

27

28

28

28

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2021