Сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить на русском языке.
Расскажите, как вы провели лето? Где побывали? Что узнали интересного?
Скажите, что мы сейчас с вами делали?
Разговаривали, общались, беседовали, слушали друг друга.
Всё, что мы произносим, слушаем, - это речь. Такая речь называется устной. Мы произносим слова с помощью органов речи, устами. Когда человек говорит, то хорошо видна работа губ, языка, зубов. Когда мы пользуемся устной речью?
Когда рассказываем, слушаем друг друга, спрашиваем.
Где и когда приходилось вам слышать устную речь?
По радио, телевизору, в кино, спектакль в театре и т.д.
Могут ли люди жить без устной речи?
Нет. Устная речь помогает нам общаться с окружающими людьми.
Сегодня мы много говорили, слушали друг друга, высказывали свои мысли. Какой речью мы пользовались?
С помощью чего мы произносим слова?
С помощью рта, губ. С помощью речевого аппарата.
Устную речь мы слышим и произносим.
Устная речь
Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах, написана, обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Ее можно читать, писать, видеть.
В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами, звуками. Позже придумал различные обозначения предметов. В этом величайший секрет речи. Уже с первого года жизни вы знали несколько коротких слов. А теперь можете поддержать беседу. Речь – это величайший дар человека. Как называется речь, которой я пользуюсь? Когда мы разговариваем, то стараемся передать друг другу свои мысли. Это небольшие части устной речи. Эти части называются предложениями. Каждое предложение будем изображать схемой.
Письменнаяречь
Какую сказку вы вспомнили, глядя на эту иллюстрацию?
«Гуси-лебеди».
Что делает Аленушка? Даны две схемы. Составим два предложения.
Аленушка несет братца.
Налетели гуси-лебеди.
Чтобы отделить одно предложение от другого, ставится точка. Чтобы выделить заглавную букву, поставим вертикальную черточку.
Рассмотрите иллюстрацию, вспомните название этой сказки. Назовите главного героя.
«По щучьему веленью», Емеля.
Где находится Емеля?
Емеля находится у проруби .
С помощью чего мы ответили на вопрос?
С помощью предложения.
Кого поймал Емеля?
Емеля поймал щуку.
С помощью чего мы сейчас ответили на вопрос.
С помощью предложения.
С помощью чего мы можем сейчас записывать свои мысли?
С помощью схемы.
Для чего нам нужны предложения?
С помощью предложений мы можем выражать свои мысли, о чем-то рассказать собеседнику.
Почему под иллюстрацией три схемы?
Нужно составить три предложения.
Составьте свои предложения.
Рассмотрите данную иллюстрацию. Что это за сказка? Каких героев сказки вы видите?
«Теремок».
Составьте предложения про каждого героя сказки.
Петушок чинит забор.
Что мы видим под иллюстрацией?
Даны две схемы. Два предложения.
Как мы узнали, что это два предложения?
Каждое предложение начинается с заглавной буквы и отделено друг от друга точкой. Предложение выражает законченную мысль.
Сколько слов в первом предложении?
Два.
Сколько слов во втором предложении?
Три.
Петушок чинит забор. Сколько слов в этом предложении? Какая схема подходит к нему?
Ёжик сидит. Сколько слов в предложении? Какая схема подходит?
Составьте свои предложения по данным схемам.
Как вы понимаете данную пословицу? Порассуждайте.
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
Лопата, грабли, ножницы, пила, молоток.
Назовите группы предметов.
Орудия труда и инструменты.
Какие еще орудия труда вы знаете?
Тяпка, вилы, топор.
Какую работу выполняют с помощью этих орудий труда? Составьте предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.