Современное развивающееся общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.
Одной из основных целей работы учителя на первой ступени обучения является:
создание «основы для формирования самостоятельной учебной деятельности, которая обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование».
Задача:- формирует математические понятия(в том числе понятие об арифметических действиях);- помогает осмыслить различные математические операции, мыслить;- является средством развития логического мышления;- содействуют воспитанию (организация деятельности, общение);- помогает понять количественные соотношения различных жизненных фактов;- развивает познавательные способности;- развивает память.
Этапы обучения решению задач: - формирование представления о задаче; - обучение решению задач; - формирование универсальных учебных действий (УУД) при решении задач различных видов. - мониторинг сформированности умения решать задачи. (2-4 классы)
Обучение решению задач различных видов
задачи на нахождение суммы
«Положите 5 яблок, а рядом 2 груши. Сколько фруктов вы положили?».
-Какие фрукты вы положили?
-Сколько яблок?
-Сколько груш?
-О чем спрашивается в задаче?
-Как можно по-другому поставить
вопрос к задаче?
Обязательно дети при ответе на
последний вопрос скажут слово «всего».
-Как вы понимаете это слово?
-Приведите примеры.
Алгоритм действий для решения задачи:
1.Прочитай задачу. Представь, о чем в ней говорится.
2.Выдели «главные числа и слова».(обведи слова в кружок, а слова подчеркни).
3.Каждое число покажи в рисунке и выложи фишками(на начальном этапе).
4.О чем спрашивается в задаче?
5.Можно ли ответить на данный вопрос?
6.Запиши решение действием.
7.Запиши ответ задачи.
Читать текст задачи, понимая смысл прочитанных фраз. Для этого на уроках литературного чтения я, работая над быстротой и осознанностью чтения, учу пересказу полно и кратко. На уроках математики я предлагаю детям пересказать задачу, назвать данные и пояснить, что они обозначают, дополнить задачу новыми данными. В 1 классе мы читаем задачу хором тихим голосом, выделяя громко числовые данные. Это помогает мне и детям выделить данные и искомые величины.
Моделировать заданную в задаче ситуацию. Я учу детей выполнять схему к решению задачи. Для этого в ходе анализа задачи на доске вывожу данные числа и обозначаю искомые. При изучении задач нового вида эту работу я провожу сама с помощью детей, а потом дети выполняют её самостоятельно.
Составлять математическое выражение соответственно смыслу ситуации. Для этого, начиная с 1 класса, мы работаем с примерами с «окошками». Оформлять запись решения и ответа. Чтобы научить детей правильно оформлять задачу, я учу их работать с условием задачи: составлять вопрос к действию на основе условия задачи, находить в тексте слова, помогающие составить вопрос.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.