Первые учебные пособия для обучения детей математике
«Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого (1703);
«Наглядное учение о числе» Иоганна Генриха Песталоцци (1803);
книга Вильгельма Августа Лая «Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов» (1910)…
В 1935 г. Семёном Ильичом Шохор-Троцким был написан первый учебник «Методика обучения математике».
Но лишь в 1955 г. появилась первая книга
«Психология обучения арифметике», автор
которой Наталья Александровна Менчинская
2
Содержательный объём начального математического образования ребёнка определяется не столько количеством понятий и способов действий с ними, определённым программой обучения, сколько той ролью, которую может и должно сыграть это содержание в развитии личности ребёнка в этот период
4
1) овладение определённой системой математических понятий и общих спосо6ов действий по двум ведущим содержательным линиям:
«Число и вычисления»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»;
Образовательные цели обучения математике младших школьников
5
2) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании;
3) формирование общего умения решать задачи
Образовательные цели обучения математике младших школьников
6
Основная цель курса методики обучения математике – подготовить будущего учителя к методической деятельности, направленной на воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения математике
7
Общая задача курса
Содействовать улучшению качества методической подготовки студентов, осваивающих специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, к осуществлению математического развития ребёнка младшего школьного возраста
8
Чему обучать? Какому содержанию следует обучать? Каким должен быть список математических понятий, предназначенных для изучения ребёнком? Есть ли какие-то критерии отбора этого содержания и последовательность его построения, чем они обоснованы?
Три вечных вопроса методики обучения предметному содержанию
10
Как обучать? Какие способы организации деятельности ребёнка (методы, приёмы, средства, формы обучения) следует отбирать и применять для того, чтобы ребёнок мог с пользой усваивать отобранное содержание. Что понимать при этом под «пользой»; количество знаний и умений или что-то другое?
Три вечных вопроса методики обучения предметному содержанию
11
В занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребёнка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребёнка
Как проходит урок в занковских классах?
22
Главные задачи изучения математики в системе
- достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника – его ума, воли, чувств, нравственной сферы;
- формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нём явлений;
- овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой
24
Л. В. Занков указывал на то, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей
25
По системе Л. В. Занкова выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности, в процессе которой работа мысли и возвращение к тому, что уже было изучено.
Соединение письменного выполнения задания с устным счётом постепенно приводит к твёрдому знанию таблиц сложения и умножения
.
26
Творческий учитель при проведении устного счёта избегает обычных для него заданий вида: найти значение 3 + 5, 6 + 2 и т. д.
На основе этих выражений могут быть предложены различные творческие задания:
Например: назови выражения, значения которых равны 8. Дети называют выражения сами:
6 + 2,
4 + 4,
7 + 1, и т. д.
28
Можно использовать и такого рода задание: 12, 15, 18 – что это ?
«Эти числа можно назвать двузначными».
« Эти числа могут быть значениями суммы».
Учитель предлагает назвать всевозможные выражения данных сумм.
12 | 15 | 18 |
6 + 6 | 7 + 8 | 9 + 9 |
8 + 4 | 9 + 6 | 17 + 1 |
5 + 7 | 15 + 0 | 18 + 0 |
12 + 0 | 14 + 1 | 10 +8 |
К этому же ряду двузначных чисел учитель может
дать другое задание, чтобы ученик нашёл
следующее или предыдущее число
29
Таким образом, в системе Л. В. Занкова формирование вычислительных навыков происходит не путём нагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мысли ребёнка, с усвоением теоретических знаний. Форма изложения материала в учебнике приближается к беседе с учеником
Домашние задания носят специфический характер, поскольку не направлены на прямое закрепление пройденного на уроке
30
Нередко они задаются в том случае, когда трудное задание в основном выполнено в классе, т. е. выработано правильное направление для получения верного ответа, но решение может быть продолжено дома, если ученики захотят.
Этот приём, направленный на формирование математических знаний, в то же время способствует развитию способности принимать самостоятельное решение, т. е. имеет и общеразвивающее значение.
31
Много ли в настоящее время в России занковских классов?
В среднем каждый четвёртый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л. В.Занкова; при этом в различных регионах процент занковских классов колеблется от 15 до 40%. В Москве стабильно держится показатель 30% – то чуть меньше, то чуть больше
34
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.