ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
учитель информатики
Муниципального общеобразовательного учреждения
2
теоретическое обоснование возможности и определение путей практической реализации интеллектуального развития учащихся в процессе изучения школьного курса информатики
Цель
интеллектуальное развитие учащихся учреждений среднего общего образования
Объект
процесс реализации теоретико-методологических основ интеллектуального развития школьников в процессе обучения информатике
Предмет
Актуальность проблемы
разрешение противоречия между объективной необходимостью интеллектуального развития учащихся и недостаточным отражением этой тенденции в методической системе обучения старших школьников основным понятиям курса информатики
Проблема
3
Экспериментально проверить эффективность разработанных технологий обучения
информатике, фиксируя основные показатели интеллектуального развития школьников и
изменение уровня успеваемости учащихся
Разработать учебно-методический комплекс по информатике для учащихся
старших классов, направленный на формирование интеллектуальных умений
и обслуживающих их навыков
Определить содержание интеллектуальной подготовки учащихся в процессе
формирования основных понятий курса информатики
Выявить соответствие между компетенциями, формируемыми в процессе изучения
основных понятий дисциплин естественно-математического цикла и
общеинтеллектуальными умениями школьников
Contents
Раскрыть сущность и содержание системы развивающих задач и упражнений в
традиционном обучении
Определить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы
характер процесса интеллектуального развития учащихся и выявить его основные
показатели
Решаемые задачи
4
«Интеллект есть лишь абстрактное понятие,
которое упрощает и суммирует ряд
поведенческих характеристик»
Дж. Томпсон
«Интеллект – это способность накапливать
опыт при переходе от одной ситуации к другой»
Г.Фергюсан
«Интеллект есть единство некоторых психических
способностей, проявляющихся в различных формах
деятельности
Р.Амтхауэр
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности
«Интеллект - присущий каждому человеку
психофизиологический механизм, который находится в
действии постоянно и служит условием, предпосылкой
приобретения, переработки и применения поступающей
информации
К.М.Гуревич
Определение интеллекта
7
Базовый уровень определяют следующие предметные компетенции в рамках курса:
Требования к предметным результатам освоения курса «Информатика и ИКТ»
9
ИК
обеспечение интенсивности
обучения
активизация учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие критического и визуального мышления
Преимущества метода интеллект-карт
зрительное восприятие и образное представление знаний и общеучебных действий
передача знаний и распознавание образов
повышение визуальной грамотности и культуры
11
подтвердить сформулированную гипотезу, то есть доказать, что применение методов создания интеллект-карт на уроках информатики позволяет создавать условия для эффективного
интеллектуального развития учащихся
ЗАДАЧИ
установить, какие изменения вносит использование предлагаемого метода интеллект-карт в интеллектуальное развитие учащихся
Педагогический эксперимент
12
Педагогический эксперимент: основные статистические показатели анализа КГ и ЭГ
Статистический показатель | ЭГ I | КГ I | ЭГ II | КГ II |
Среднее | 3,84 | 4,15 | 3,97 | 4,31 |
Мода | 3,32 | 5,00 | 3,18 | 4,36 |
Медиана | 3,73 | 4,18 | 4,05 | |
Дисперсия | 0,28 | 0,26 | 0,32 | 0,26 |
Среднеквадратичное отклонение | 0,53 | 0,51 | 0,57 | 0,51 |
Педагогический эксперимент: анализ существенности различий успеваемости КГ и ЭГ
ПОСЛЕ
эксперимента
ДО
эксперимента
наличие существенных различий
в уровне успеваемости
КГ и ЭГ после эксперимента
отсутствие существенных различий
в уровне успеваемости
КГ и ЭГ до эксперимента
14
Педагогический эксперимент:
анализ результатов
Расчетная таблица для определения серийного G – критерия
контрольной и экспериментальной групп
16
Педагогический эксперимент: результаты
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы по тесту Равена
17
обобщение теоретических подходов к определению интеллектуального развития школьников и обосновании выбора показателей для его диагностики, исследование фундаментальные вопросы, относящиеся к сущности учебной деятельности в старшем школьном возрасте
теоретическая
значимость
практическая
значимость
формирование комплекса развивающих задач и упражнений, позволяющих повысить эффективность интеллектуального развития школьников в условиях традиционного обучения
Педагогический эксперимент: результаты
достоверность и
надежность
результатов
комплекс
апробированных
методик
статистическая значимость
экспериментальных
данных
сочетание качественного
и количественного анализа
опытно-экспериментальной
работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.