Презентация по русскому языку "Тема текста"

  • ppt
  • 11.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала osnovnaya_mysl_teksta_5_klass.ppt

(1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.
(4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Проверь себя

1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.

Работа с текстом

Тропинка
Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка.
Весною и летом мы ходим по ней.
Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года.
Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

Что называется текстом?
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить.
У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии?
(тема текста)

Работа с текстом (устно)


Что называется темой текста?
Тема текста – то, о чем говорится в тексте.
2. Что такое основная мысль текста?
Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.
3. Какова тема нашего текста?
Тема текста – лесная тропинка.
4. Какова основная мысль текста?
Лесная тропинка интересна, любима.

Работа с текстом (устно)

5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (последнее предложение. Оно же
конец предложения).
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Основные признаки текста:

текст

связность

Композиционная
завершенность

Делимость
на части
(вступление,
основная часть,
заключение)

Основная
мысль

заглавие

тема

Работа с текстом (письменно)

Цель: озаглавить, списать текст;
определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

Работа с текстом (устно)

Можно ли этот отрывок назвать текстом?
Назовите основные признаки текста.
Заглавие (Цветущая верба)
тема ( цветущая верба)
основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
связность (верба – она- деревце)
композиционная завершенность.