Презентация по теме: "Актуальность, объект и предмет исследования"

  • pptx
  • 30.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Актуальность.pptx

Актуальность, объект и предмет исследования

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

восполнение каких-либо пробелов в науке;
дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
обобщение накопленного опыта;
суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
 Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования:

В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение данного исследования актуально.

Тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

Алгоритм построения темы исследования:

КТО? ЧТО? КАК?
КТО или ЧТО? является объектом исследования?

ЧТО? мы хотим изучить ?

КАК? (какими методами) мы собираемся это исследовать?

Тема исследования

Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования.
Тема исследования должна быть по объему достаточно узкой, чтобы не происходило «удвоения темы» (принцип самоограничения)
«Первое и самое важное качество ученого – умение себя ограничить»
Исследование перегруженное побочными данными и фактами, теряет стройность, цельность и глубину.
Принцип разумного самоограничения (нельзя чрезмерно упрощать предмет своего исследования)

После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования учащихся.

 Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
 
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Описание объекта и предмета исследования:

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
 
Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений", например:
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Динамика роста деревьев в парке

ЧТО? является объектом исследования?
Деревья в парке
ЧТО? мы хотим изучить ?
Динамику
КАК? (какими методами) мы собираемся это исследовать?
Изучение, сравнение

Тема: Разработка дизайн-проекта цветника (сквера, дендропарка).

Объект – цветочные культуры.

Предмет – дизайн-проект

Тема: Сезонная динамика ландшафта
Объект – парк (участок речной долины со склонами разной экспозиции, часть моренной равнины, включающий холм и межхолмные понижения и др.)
Предмет – сезонная динамика.

Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: магнит
Гора Чатырдаг

учащиеся и преподаватели школы
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре

Предмет исследования: свойства магнитов
легенды и мифы о горе Чатырдаг
зависимость от СМС

процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов учащихся, а также научно-исследовательских работ.
Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.
Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений". Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.

Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 3
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.


Цель исследовательской работы

 - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта)

Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).

Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:
Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
Можно так:
Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион школьников начальных классов.

Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.
Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.
Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.
Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
Изучить проблему появления социального сиротства.
Изучить влияние парной бани на оздоровление.
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети - социальные сироты.

Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.
Выявить закономерности явления ...

Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.
Определить сходство людей и птиц.
Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
Определить роль птиц в жизни людей.

Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.
Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.

Доказать, что среди растений встречаются хищники.
Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.
Проверить: мороженое - это польза или вред?
Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.
Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
Обобщить материал по истории марок
Установить период распада ...

Актуальность - проблема, на решение которой направлено исследование

При обосновании актуальности исследования в разделе «Введение» исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.
Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.