Презентация по теме: Фонематический слух и фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

  • pptx
  • 03.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фонематическое восприятие.pptx

Фонематический слух и фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание обучения грамоте»
К.Д.Ушинский

Фонематический слух

Фонематическое восприятие

Фонематические представления

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Фонематический слух Принято различать: Неречевой (физиологический) слух. Позволяет воспринимать природные и бытовые шумы: шаги, езду автомобиля, шуршание листвы, журчание воды и т. д. К нему также относят музыкальный слух. Речевой (фонематический) слух. Отвечает за понимание и воспроизведение речи. Это сложная способность, которая формируется с раннего возраста. Он позволяет улавливать фонемы, интонации, паузы, ударения и различать их в потоке речи. Например, с его помощью ребёнок отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.


Фонема (от греч. – звук, го­лос), еди­ни­ца зву­ко­во­го строя язы­ка, которая служит для опо­зна­ва­ния и раз­ли­че­ния слов.
Например, звуковые оболочки слов дом, ком, том, различаются фонемами <д>, <к>, <т>, вол, вёл - <в>, <вь>, мол, мёл, <м>, <мь>, сёл, шёл <с>, <ш> отличаются только одной фонемой - первым согласным звуком.
Звук и фонема – это понятия не равнозначные. Поскольку фонемой можно назвать звук лишь в составе звуковой оболочки слова.

Фонематический слух – является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами:
Способность узнавать наличие данного звука в слове;
Способность различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
Способность различать слова, отличающиеся только одной фонемой.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова, умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Формируется в процессе обучения.
Умение узнавать наличие данного звука в слове;
Умение различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
Умение различать слова, отличающиеся только одной фонемой.

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребёнка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается её повторить, что проявляется гулением.

С каждым месяцем у него это получается всё лучше.
Ребёнок накапливает некий «багаж» фонем. По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни. И хотя ребёнок пока еще не в силах всё правильно воспроизвести,
при отсутствии нарушений
он полностью понимает
родной язык.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой.
Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка дожны быть сформированы такие фонематические представления: ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО, УДАРЕНИЕ, РИФМА.

Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер и на фоне снижения слуховой памяти и слухового внимания.
Причины нарушения фонематического слуха
Тугоухость.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Инфекционные заболевания.
Травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга (энцефалит, менингит).
Дизартрия, которая в свою очередь возникает при органическом поражении головного мозга.
Социальная среда.

Возрастные нормы развития фонематического слуха у дошкольников

К 4 годам в норме ребёнок должен различать и выделять из состава слов все звуки, т.е. фонематическое восприятие должно быть сформировано. К этому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения (кроме Р, Р'). 

— С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.
— С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.
— С 6-ти лет:
определить первый согласный звук в слове (дом, булка);
определить последний звук в слове (сыр);
определить согласный в середине (ветка, кошка);
определить последовательность звуков в слове (мак);
определить количество звуков в слове.

У детей с ОНР часто выявляется отставание от нормы, задержка развития фонематического слуха.

Источник: https://school592.ru/development/razvitie-fonematiceskogo-sluha-u-detej-osobennosti-formirovania-metodika-razvitia-priznaki-narusenia.html

Проявления фонетико – фонематического нарушения речи

 

Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им как правило не доступно.

Замена звуков

сложные по артикуляции звуки заменяются на более простые, например [З] и [Ж] – на [В] или [Й], «зелёный» - «велёный»- «йийоный» или на [Д] «зубы» - «дубы»;
парные звонкие оглушаются
глухие [С] и [Ш] – на [Ф] («сани» - «фани») или на [Т] («слон» - «тлон»);
свистящий шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» - «шанки», «зайка» - «жайка»); вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шуба» - «суба», «живот» - «зивот»).

Нестойкое употребление звуков речи
Одно и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно, например: «щука» - «сюка», «чука». – замены звуков более простыми по артикуляции.

Искаженное произношение одного или нескольких звуков
Вместо правильного произношения произносит звук, которого нет в фонетической системе русского языка.
Например: горловое произношение звука Р

Недифференцированное произнесение пар или групп звуков

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или даже трёх других звуков.

Например: мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

Несформированность фонематического восприятия Нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.

Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Различные нарушения в устной и письменной речи

Письменные работы детей с фонематическим нарушением речи

КАК ПОНЯТЬ есть ли у ребёнка фонематические нарушения?

Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: па-ба, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребёнок неправильно произносит звуки, предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие (хлопнуть в ладоши).

2. Проверьте, различает ли ребёнок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить): жук-сук, миска-мишка, коза-коса.

КАК ПОМОЧЬ?

Этапы развития фонематического слуха и восприятия

1. Узнавание неречевых звуков;
2. Различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4.Различение слогов;
5.Различение звуков;
6. Анализ звукового состава слова.

Развитие неречевого слуха

У детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Найди игрушку»
«У кого колокольчик»
«Угадай, кто играет»
«Звучащие инструменты»
«Расскажи, что ты слышишь»
«Звери , и их детеныши»

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Упражнении «Громко-тихо»
Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.
Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Упражнение «Далеко – близко»

Вариант 1: Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Вариант 2: Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".

Вариант 3: Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Различение слов, близких по своему звуковому составу

Упражнение «Незнайка запутался»
Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок.

Используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий различения слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Различение слогов

Упражнение «Бабочка»
 Взрослый предлагает ребенку «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы - бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока взрослый произносит слоги («песенки»), но замирает, когда взрослый произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

Используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной степени сложности.

Различение звуков

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.







Различение звуков


Упражнение «Поймайте звук»
Цель: учить выделять звук из потока других звуков.
Оборудование: не требуется.
Дети хлопают в ладоши каждый раз, как услышат звук [ш]; сосчитайте, сколько раз услышите звук [ш]; положите на стол столько фишек, сколько раз услышите [ш].

Спасибо за Внимание!