Презентация по теме "Фонематический слух - основа правильной речи"

  • pptx
  • 09.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала фонемат.слух.pptx

Фонематический слух- основа правильной речи

Фонематический слух 

отвечает за различение фонем (звуков) речи

наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению).

 свистящие и шипящие звуки
соноры
 твёрдые и мягкие
звонкие и глухие
далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х

Возрастные нормы развития фонематического слуха

1год  - малыш различает частопроизносимые слова.
2 год- ребенок в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
3 год  – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи.
4 год -владеет навыком различения сходных фонем(звуков) на слух и в собственном произношении
5-6 год- формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове

Этапы работы по развитию фонематического слуха:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков

Игра «Волшебная палочка». 
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам . Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, музыкальные инструменты и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Три медведя». 
Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

Игра «Слушай и выбирай».
 Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (лук,жук, крыса,крыша). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не торопясь повтори их.
ля — ли—ле ля — ле — ле ли — ля — лю
лю — ля — ли лю —ля —ле ля —ле —лю

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков

Игра «Кто это?
Что это?»
 Комарик говорит «зззз», жук жужжит «жжжж», машина едет «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Спасибо за внимание!