Презентация по теме "Как мы познаём окружающий мир"

  • pptx
  • 21.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ур. 11.pptx

Домашнее задание:

выучить конспект
РТ: №75-76, №79, №82

Прочитай стихотворение. Какие ощущения автора позволили так подробно описать дождь?

Небо плачет мелкими слезинками,  Хлопнул зонтик в девичьей руке,  Капли тают маленькими льдинками,  Медленно сползая по щеке.  Дождь пошел, торопятся прохожие,  Туча черным вороном парит,  Эти ли мгновения негожие-  В небе гром раскатом говорит.  Листья заблестели, как зеркальные,  Зазвенели в стоках ручейки,  Капли с неба падают хрустальные,  Превращаясь, с дрожью, в пузырьки.  Небо затянуло, дождь усилился,  Вот уже не виден горизонт,  На погоду ветер чуть обиделся,  Развернув в порыве яром зонт.  Воздух чист, озоном не надышишься,  Полный вдох, кружится голова,  В мерном стуке песня дождя слышится  И блестит под каплями трава.
В. Задорожный

По 1 баллу

Тема урока:

«Способы познания окружающего мира»

Цели урока:

Повторить : как человек познает окружающий мир

Понять: Что такое ощущение, восприятие и представление.

Научиться: приводить примеры понятий, суждений, умозаключений.

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

«Резонанс — явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы»

«Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»

Информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Существуют две формы познания: чувственное и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.

Чувственное познание

Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения.

Например:
- запах цветка;
- вкус земляники;
- тепло;
- холод

- Жёлтый
- Овальный
- Кислый
- Сочный
- Ароматный

- Зелёная
- Колючая
- Пахнет смолой

Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Восприятие:

глаза – форма, цвет;
язык – вкус;
нос – аромат

Представление - чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Формы абстрактного
мышления

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление.

Понятие – это форма мышления, которая отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов.

Компьютер
Мороз
Учебник
Тетрадь

Звуковая информация
Двоичное кодирование
Персональный компьютер

Понятиями мы пользуемся, когда думаем

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.

Языковая форма суждения – повествовательное предложение.

ДА

НЕТ

Москва больше Санкт-Петербурга.

Все мальчики любят играть в футбол.

Некоторые ученики нашего класса поют в школьном хоре.

Примеры суждений

Суждения бывают простыми и сложными.
Выделяют 4 вида простых суждении.
Общеутвердительные
Например: «Все квадраты прямоугольники»,
«Все дороги ведут в Рим»
2) Общеотрицательные
Например: «Ни один арифмометр не является компьютером»,
«Ни один треугольник не является квадратом»
3) Частноутвердительные
Например: «Некоторые школьники — спортсмены»,
«Некоторые мониторы — жидкокристаллические»
4) Частноотрицательные
Например: «Некоторые компьютеры не являются современными»,
«Некоторые компьютерные программы не являются источниками информации»

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

Исходное суждение - посылка

Полученное суждение - заключение

Если все воробьи птицы, а все птицы животные, то все воробьи являются животными.

Питьевую воду, которую мы берем из непроверенного источника, необходимо кипятить.
В походе нет возможности проверить качество воды в обнаруженном источнике.

Следовательно, в походе необходимо кипятить воду.

!

Разминка для глаз

Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин мультимедиа означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.
Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек?

Давайте обсудим

Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?
Из чего складываются восприятия? Приведите пример.
Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.
Что такое мышление?
Что познает человек при помощи мышления?

Давайте обсудим

Пяти гномам показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона?

Ответ: цвет надетого на него капюшона может определить любой из двух гномов в синих капюшонах.

Проверка

Когда Алла, Катя и Люда спросили, какие оценки они получили за контрольную по математике, то учитель ответил: «Попробуйте догадаться сами, а я вам скажу, что в классе двоек нет, и у вас троих три разные оценки, причем у Аллы не «3», у Люды — не «3» и не «5». Какую оценку получила каждая из трёх учениц»

Выполните практическое задание:

Учебник с. 158
Практическая работа №6
( задания 1-2)

Итог урока:

сегодня я узнал(a)…
я понял(a), что…
я научился(лась)…
у меня получилось …
я смог(ла)…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…