Презентация по теме: Кризисная помощь: особенности работы с острыми и посттравматическими стрессовыми состояниями .

  • ppt
  • 18.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПТСР.ppt

Кризисная помощь: особенности работы с острыми и посттравматическими стрессовыми состояниями

В последнее время в мире наблюдается резкое увеличение числа ситуаций, вызывающих у человека острые и посттравматические стрессовые расстройства. Это могут быть техногенные катастрофы, аварии, стихийные бедствия и другие психотравмирующие (экстремальные) ситуации, которые стали постоянными спутниками современной личности.

Кризисные ситуации и кризисы разнообразны,
как сама жизнь человека.

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

Это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. 
Возрастные кризисы - это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его способов реагирования на воздействия внешней среды.

Кризис развития (возрастной кризис)

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

Кризис утраты – это переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.
Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции - от подавленности и печали до гнева и досады.

Кризис утраты и разлуки

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей.
У ребенка ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты.

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

Возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Выделяют травмы:
• причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
• причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).

Травматические кризисы

Кризис насилия
Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:
Физическое жестокое обращение.
Сексуальное насилие.
Пренебрежение нуждами ребенка.
Психологическое насилие.


Насилие может быть
явным и скрытым.
актуальным (происходящим в
настоящее время)
случившимся в прошлом.
Может происходить:
дома (со стороны родственников или
соседей).
на улице( со стороны детей или со
стороны незнакомых взрослых).

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

Кризисы отношений и состояния души

Кризис отношений –
это когда прежние отношения перестали вас устраивать

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

Кризисы смысла жизни

Самый сложный психологический кризис – утрата смысла жизни
Смысл жизни человека – это то, для чего человек живет

Основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

Морально-этические кризисы

Девальвация и разрушение нравственных ценностей и идеалов (переоценка ценностей), а также потеря глубинного метафизического измерения человеческой жизни и связанного с ним смысла.

Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

стихийные бедствия;
техногенные катастрофы;
теракты;
массовое насилие;
боевые действия;
ситуация заложника;
разрушение собственного
дома;
пытки;
диверсии.

обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;
жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.); человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;
большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

www.themegallery.com

Острые стрессовые расстройства


Это кратковременное расстройство, возникающее в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по силе воздействия. То есть это нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию.

Острые стрессовые реакций.

Это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию
Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать на негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса.

Плач

Помощь при плаче:
• Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.
• Можно и желательно поддерживать физический контакт с пострадавшим. Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.
• Использовать приемы «активного слушания».
• Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
• Не давайте советов.

Острые стрессовые реакций.

Истерика

Является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих

Помощь при истерике:

• Постараться удалить от зрителей и создать спокойную обстановку для пострадавшего;
• Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине;
• Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном в побудительном наклонении («выпей воды», «умойся»);
• После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть;
• После реакции пострадавшего необходимо передать для наблюдения врачам;
• Не потакайте желаниям пострадавшего.

Острые стрессовые реакций.

Агрессия

Реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям

Помощь при агрессии:
• Свести к минимуму количество окружающих.
• Дать пострадавшему возможность «выпустить пар.
• Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
• Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
• Агрессия может быть погашена страхом наказания, если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание и вероятность его осуществления велика, наказание является актуальным для пострадавшего и он понимает что оно последует.

Острые стрессовые реакций.

Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Психомоторное возбуждение

Помощь при психомоторном возбуждении:
• Необходимо привлечь внимание пострадавшего.
• Изолируйте пострадавшего от окружающих.
• Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Острые стрессовые реакций.

Нервная дрожь

Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Помощь при нервной дрожи:
Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял
себя в руки.

Острые стрессовые реакций.

Апатия

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует

Помощь при апатии:
• Задавать вопросы открытого типа («Как ты себя чувствуешь?»).
• Вовлекать пострадавшего в посильную для него совместную деятельность (например: оказать посильную помочь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).
• Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь). Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

Острые стрессовые реакций.

Страх

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение.

Помощь человеку
в состоянии страха:
• Подстройка по дыханию, в случае, если это возможно. Предложить человеку сделать несколько дыхательных упражнений.
• Использовать приемы активного слушания.
• Дать пострадавшему ощущение безопасности.
• Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.
• Не говорить: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

Острые стрессовые реакций.

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь.

Помощь при ступоре:
• Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Важно: данная реакция на выходе может перейти в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым.

Ступор

В первую очередь помощь оказывается при истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям (эмоциональное заражение).
Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего.
Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику.
Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности.
При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.

Острые стрессовые реакций.

Необходимо знать:

Кризисная помощь при ОСР

Любая форма психотерапии, в которой со стороны психолога предоставляется прямая помощь пациенту (подбадривание, положительные оценки, комплименты, советы, помощь в составлении определённой программы действий, работа над программными изменениями поведения и т.п.), но при этом избегаются исследование и попытки преодоления более глубоких конфликтов индивида.

Поддерживающая терапия

Кризисная помощь при ОСР

Одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. В большинстве случаев, целью дебрифинга является уменьшение нанесенного жертве психологического ущерба путём объяснения человеку что с ним произошло и выслушивания его точки зрения.

Психологический дебри́финг

Посттравматическое стрессовое расстройство

Это нарушение психической деятельности, развивающееся после внешнего психологически травмирующего события.

Это нарушение психической деятельности, развивающееся после внешнего психологически травмирующего события

У детей и подростков ПТСР может быть спровоцировано:

Семейным насилием или издевательством.
Операциями, которые ребенок перенес в раннем возрасте.
Распадом семьи. Дети могут винить себя в том, что родители развелись, а кроме того, сильные стресс может формироваться по причине редких встреч с одним из родителей.
Отсутствием внимания со стороны родителей.
Школьными конфликтами со сверстниками, сопровождающимися запугиванием ребенка для того, чтобы он не рассказывал об издевательствах родителям.
Свидетельством насильственного акта или преступления.
Потерей близкого человека.
Сменой места жительства.
Усыновлением.
Транспортными авариями или катастрофами природного характера.

ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.

Упражнение «Как проявляются травмы прошлого»

Этапы психологического сопровождения несовершеннолетнего в стрессовой ситуации

• Диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
• Построение программы сопровождения
• Реализация программы
• Анализ

Диагностика

• Наблюдение
• Диагностическое интервью
• Тест Личко
• Тест Люшера
• Тест Кеттела
• Проективные методики (ДДЧ, Несуществующее животное, Кактус, Рисунок семьи, Графические тесты и т.д.)
• Методика Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС)
• Тесты на определения уровня тревожности
• Методики на определения уровня депрессии

Методы диагностики

www.themegallery.com

Это длительный процесс, занимающий от полугода до нескольких лет, любой психолог (психотерапевт), который обещает быстрое избавление от ПТСР, некомпетентен;
Добиться улучшения непременно получится, однако до этого обострятся все симптомы, в том числе и психосоматические;
В процессе психотерапии произойдет возврат к травматическим воспоминаниям, они будут проработаны на новом уровне.

Подходы к психотерапии ПТСР

Встречи со специалистом направлены на осознание, повторное переживание психотравмы

Когнитивно-поведенческие методы

Подходы к психотерапии ПТСР

Проективными методами, игровыми ситуациями устраняется чувство вины, корректируются приступы агрессии, самоагрессии.

Психокоррекция деструктивных чувств.

Подходы к психотерапии ПТСР

Осознание и анализ пациентом всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-терапия

Подходы к психотерапии ПТСР

Работа вместе с родителями, близкими родственниками направлена на снятие тревожности, эмоционального напряжения. Создаются ситуации, благодаря которым ребенок может проявлять себя, быть активным, не бояться.

Семейная психотерапия

Подходы к психотерапии ПТСР

Разъяснение пациенту причин и механизмов недуга.

Рациональная психотерапия

Подходы к психотерапии ПТСР

Направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

Арт-терапия

Подходы к психотерапии ПТСР

мышечная релаксация,
аутотренинги,
активная визуализация положительных образов

Вспомогательные методы

Техники психотерапии ПТСР

Психотехника «Диалог со сном»

Техники психотерапии ПТСР

Техника «Встречайтесь со страхом лицом к лицу».

Техники психотерапии ПТСР

Сказкотерапия

Техники психотерапии ПТСР

Киносказкотерапия и мультсказкотерапия

Техники психотерапии ПТСР

Психодрама или драмтерапия

Техники психотерапии ПТСР

Техника «Маска страха»

Техники психотерапии ПТСР

Техника «9 маленьких мандал»







Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, попавшего в трудную кризисную ситуацию, предполагает формирование у него ресурсов для преодоления подобных ситуаций в будущем.

Спасибо за внимание