лучшедома
Презентация по теме: "Особенности детско­-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида"

Презентация по теме: "Особенности детско­-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида"

ppt
18.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Детско-родительские отношения.ppt

Особенности детско­родительских  отношений, как фактор психологического  дискомфорта и основной причины  бродяжничества и суицида

Причины суицидального поведения:

Нарушение детско-родительских отношений.
Неблагополучие в семье, ссоры
или развод родителей.

Причины, которые могут заставить ребенка уйти из дома

появление в доме отчима или мачехи;
чрезмерная опека, вызывающая раздражение

крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;
агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
безразличие взрослых к проблемам подростка;
развод родителей;

основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей

Отвергающая позиция: родители воспринимают
ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся
освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и
критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

2. Позиция уклонения: эта позиция свойственна
родителям эмоционально холодным, равнодушным;
контакты с ребенком носят
случайный и редкий характер;
ребенку предоставляется
полная свобода и
бесконтрольность.

3. Позиция доминирования по
отношению к детям: для этой позиции
характерны: непреклонность, суровость
взрослого по отношению к ребенку,
тенденции к ограничению его потребностей,
социальной свободы, независимости.

Ведущие методы этого семейного воспитания
— дисциплина, режим, угрозы, наказания.

4. Отвергающе- принуждающая
позиция: родители приспосабливают
ребенка к выработанному ими
образцу поведения, не считаясь с
его индивидуальными особенностями.

Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку,
навязывают ему собственный авторитет. При этом они не
признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение
взрослых к детям носит оценивающий характер.

По статистике, основной возраст уходов детей
и подростков из семьи - 10-17 лет.
Дети уходят не только из неблагополучных
семей. Как показывает практика, около 70
процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно
благополучных семьях.
Они уходят из дома в
поисках приключений,
в знак протеста против
чрезмерной опеки
родителей или, наоборот,
пытаясь привлечь их
внимание.

Однако основную причину
самовольного ухода ребенка на
улицу нужно искать в семье. Дети
не всегда могут объяснить причину
побега или попросту стыдятся
своего поступка. Дети таким
Способом выпрашивают жалость к
себе, привлекают к себе внимание,
при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им»

Каждый отдельный случай самовольного ухода ребенка из дома индивидуален и зависит от множества причин: стиля воспитания, физического
и психического здоровье ребенка.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

1.Криминально-аморальная семья

Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, наркомания, пребывание одного из членов семьи в местах лишения свободы, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

2.Педагогически неграмотная семья

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

3.Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью

Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

4.Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими

Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

5.Неполная семья

Одинокая мать (отец). В такой семье ребенок может испытывать:
1) холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
2) недостаток женского или мужского воспитания (неправильное формирование социальных ролей).

Роли, которые выполняет ребенок в семье:

«любимчик»;
«бэби»;
«козел отпущения»;
«примиритель»;
«ребенок-обуза»;
«ребенок-раб»;
«ребенок как оружие» в борьбе с супругом;
«ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью).

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

1. «Внешне спокойная семья» В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются длительно сильно подавляемые чувства друг к другу

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

2. «Вулканическая семья»
В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

3. «Семья-санаторий»
Это характерный тип семейной дисгармонии. Поведение супругов принимает вид «курорта», усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

4. «Семья-крепость»
Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

5. «Семья-театр»
В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного образа жизни». В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

6. «Семья - третий лишний»
Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

7. Семья с «кумиром»
Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи

Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:

8. «Семья-маскарад»
Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разным, порой с противоречивыми сторонами

Методики диагностики
детско-родительских отношений

Тест-опросник
родительского отношения
А.Я.Варга и В.В.Столина

Родителям предлагается тест-опрос

Утверждения
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте знак «1» (верно), если оно совпадает с вашим отношением к своему ребёнку, или «0» (не верно), если не совпадает.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как «губка».
18.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своём ребёнке.
22.К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
34.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
41.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46.Мой ребёнок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребёнку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребёнка.
54.Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59.Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ к тесту
Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Описание шкал

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Методики позволяют выявить следующее.
1 иерархию отношений,
2 семейные роли,
3 внутрисемейные контакты,
4 конфликтные отношения в семье,
5 агрессию в семейных отношениях.

Рисуночный тест «Моя семья»

Методика проведения
1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека), т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.
2. Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:
- рисунок семьи;
- рисунок семьи животных (Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»);
- динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).
3. Возраст – начиная с 4-х лет.
4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).
5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.

Тест – рисунок семьи

- «Нарисуйте на этом листе всю свою семью.
- На вопрос: «Кого рисовать?», ответ – «Я не знаю кто входит в вашу семью. Вы знаете лучше меня».
- На вопрос, рисовать ли себя, следует сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».
По завершению рисунка следует выяснить, кто изображён, задавая вопросы следующим образом: «Кто это?» (дополнительные вопросы: «Где это происходит?», «Что он или вы делаете?»).

Инструкция:

Анализ результатов.
1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того).
2. Взаимное расположение.
3. Особенности изображения.
4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим).

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)