В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей».
Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.
Таксономия мыслительных умений Блума
(глаголы действия)
Уровень | Определение | Что делает учитель | Что делает учащийся | Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся |
Знание | Определение и отбор информации | Рассказывает, показывает, направляет | Воспринимает запоминает, распознает | Перечислите, запомните, назовите, воспроизведите зафиксируйте, проинформируйте, опишите, расскажите, отличите |
Уровень мыслительных умений - механическое запоминание информации (факты, термины, процессы, классификации).
Уровень | Определение | Что делает учитель | Что делает учащийся | Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся |
Понимание | Понимание предоставлен-ной информации; формулирова-ние проблемы собственными словами | Сравнивает, противопостав-ляет, демонстрирует | Объясняет, преобразовы-вает, демонстрирует | Обсудите, определите, расскажите, аргументируйте, замените, конкретизируйтеобъясните, переведите |
Уровень мыслительных умений - способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал.
Уровень мыслительных умений - способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал.
Уровень | Определение | Что делает учитель | Что делает учащийся | Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся |
Применение | Использова-ние понятий в новых ситуациях | Наблюдает, помогает, критикует | Решает проблемы, демонстри-рует знания | Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, решите, используйте, рассчитайте. |
Уровень мыслительных умений - способность использования знаний в новых ситуациях.
3 уровень
От столба к дому натянут провод длиной 10 м, который закреплён на стене дома на высоте 3 м от земли (см. рисунок). Вычислите высоту столба, если расстояние от дома до столба равно 8 м.
8
6
Ответ
9
Федеральные стандарты, как правило, не выходят за пределы категории “понимание”. Следующая за ней категория “применение” обычно исследуется для характеристики уровня возможного, но не необходимого в процессе обучения. Такой подход с одной стороны способствует гуманизации системы образования, так как требования к учащимся позволяют не заниматься с ними “через силу” по тем предметам, которые не связаны с их потенциальными возможностями.
Уровень | Определение | Что делает учитель | Что делает учащийся | Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся |
Анализ | Разбиение информации на связанные части | Направляет, исследует информи-рует | Разделяет, обсуждает, раскрывает | Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте. |
Уровень мыслительных умений - способность выделить скрытые (неявные) предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждения, проводить различия между фактами и следствиями.
4 уровень.
Хватит ли этого провода чтобы закрепить его на том же месте если увеличить высоту столба на 1 метр, а расстояние от столба до дома уменьшить на 1 метр или наоборот высоту столба уменьшить на 1 метр, а расстояние от столба до дома увеличить на 1 метр.
Ответ
7
7
с² = 98
хватит
9
5
с² = 106
Не хватит
с² = 100
Уровень | Определение | Что делает учитель | Что делает учащийся | Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся |
Синтез | Компиляция информации | Обобщает, оценивает, рассуждает | Обобщает формули-рует, планирует | Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените. |
Уровень мыслительных умений - способность комбинировать элементы для создания нового целого.
Уровень | Определение | Что делает учитель | Что делает учащийся | Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся |
Оценка | Оценивание на основе критериев | Уточняет, допускает, гармонизирует | Дискути-рует, оценивает, выбирает | Докажите, выберите, сравните, сделайте вывод, убедите, решите, обоснуйте, объясните, измерьте, предскажите, порекомендуйте, выделите, суммируйте, поддержите, проверьте, оцените |
Уровень мыслительных умений - способность оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели.
http://ode.ru/target
Формулировка целей хромает даже в конспектах открытых уроков, в методических рекомендациях и поурочных разработках. Что уже говорить о повседневном процессе обучения. Кроме того, обычно учитель формулирует цели со своей стороны, но не с позиции ученика.
А потому можно воспользоваться созданным авторами мастер-класса конструктор целей. Этот материал поможет учителю сформулировать образовательные цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.