Презентация по теме "Таксономия образовательных целей Блума. (на примере математики) "

  • pptx
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала seminar.pptx

методический семинар «Таксономия образовательных целей» ТАКСОНОМИЯ образовательных целей БЛУМА. (на примере математики)

Абрамчик О.С.

В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей».
Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.

Таксономия Блума: до и после

Bloom, 1956

Anderson&Krathwohl, 2001

Таксономия мыслительных умений Блума
(глаголы действия)
 


Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся 

Знание

Определение и отбор информации

Рассказывает, показывает, направляет

Воспринимает запоминает, распознает

Перечислите, запомните, назовите, воспроизведите зафиксируйте, проинформируйте, опишите, расскажите, отличите

Уровень мыслительных умений - механическое запоминание информации (факты, термины, процессы, классификации).

Подсказка: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

1 уровень. Запишите теорему Пифагора на математическом языке.

катет

катет

гипотенуза

Ответ

Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся 

Понимание

Понимание предоставлен-ной информации; формулирова-ние проблемы собственными словами

Сравнивает, противопостав-ляет, демонстрирует

Объясняет, преобразовы-вает, демонстрирует

Обсудите, определите, расскажите, аргументируйте, замените, конкретизируйтеобъясните, переведите

Уровень мыслительных умений - способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал.

Уровень мыслительных умений - способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал.

2 уровень.
а)Используя рисунок задания 1, запишите формулу для нахождения катета а, катета b, гипотенузы с.


б) Найдите на каждом рисунке неизвестную сторону прямоугольного треугольника

5

8

Ответ

Ответ

Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся 

Применение

Использова-ние понятий в новых ситуациях

Наблюдает, помогает, критикует

Решает проблемы, демонстри-рует знания

Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, решите, используйте, рассчитайте.

Уровень мыслительных умений - способность использования знаний в новых ситуациях.

3 уровень
От стол­ба к дому на­тя­нут провод дли­ной 10 м, ко­то­рый закреплён на стене дома на вы­со­те 3 м от земли (см. рисунок). Вы­чис­ли­те высоту столба, если рас­сто­я­ние от дома до стол­ба равно 8 м.

8

6

Ответ

9

Федеральные стандарты, как правило, не выходят за пределы категории “понимание”. Следующая за ней категория “применение” обычно исследуется для характеристики уровня возможного, но не необходимого в процессе обучения. Такой подход с одной стороны способствует гуманизации системы образования, так как требования к учащимся позволяют не заниматься с ними “через силу” по тем предметам, которые не связаны с их потенциальными возможностями.

Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся

Анализ

Разбиение информации на связанные части

Направляет, исследует информи-рует

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте.

Уровень мыслительных умений - способность выделить скрытые (неявные) предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждения, проводить различия между фактами и следствиями.

4 уровень.
Хватит ли этого провода чтобы закрепить его на том же месте если увеличить высоту столба на 1 метр, а расстояние от столба до дома уменьшить на 1 метр или наоборот высоту столба уменьшить на 1 метр, а расстояние от столба до дома увеличить на 1 метр.

Ответ

7

7

с² = 98
хватит

9

5

с² = 106
Не хватит

с² = 100

Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся
 

Синтез

Компиляция информации

Обобщает, оценивает, рассуждает

Обобщает формули-рует, планирует

Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените.

Уровень мыслительных умений - способность комбинировать элементы для создания нового целого.

5 уровень.
Составьте свою практическую задачу на применение теоремы Пифагора.

Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся
 

Оценка

Оценивание на основе критериев

Уточняет, допускает, гармонизирует

Дискути-рует, оценивает, выбирает

Докажите, выберите, сравните, сделайте вывод, убедите, решите, обоснуйте, объясните, измерьте, предскажите, порекомендуйте, выделите, суммируйте, поддержите, проверьте, оцените

Уровень мыслительных умений - способность оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели.

6 уровень.
Оцени уровень сложности заданий. Запиши номера заданий в порядке повышения уровня сложности.
Прокомментируй свой ответ.

http://ode.ru/target

Формулировка целей хромает даже в конспектах открытых уроков, в методических рекомендациях и поурочных разработках. Что уже говорить о повседневном процессе обучения. Кроме того, обычно учитель формулирует цели со своей стороны, но не с позиции ученика.
А потому можно воспользоваться созданным авторами мастер-класса конструктор целей. Этот материал поможет учителю сформулировать образовательные цели.