Презентация Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников

  • pptx
  • 22.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников.pptx

приемы формирования функциональной грамотности МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Максаева О.В.
учитель начальных классов
МБОУ ТСОШ

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность младшего школьника

готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Педагогические технологии

проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
Информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Сущность функциональной грамотности младшего школьника

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

Групповая форма работы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.

Интегративные компоненты

Предметные компоненты
(предметы учебного плана)

Читательская грамотность

Литературная грамотность

Коммуникативная грамотность

Языковая грамотность

Информационная грамотность

Математическая грамотность

Социальная грамотность

Естественнонаучная грамотность

ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Базовый навык функциональной грамотности

способность человека понимать и использовать письменные тексты;
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»

Пробно-поисковые ситуации;
Беседы-дискуссии;
Сам задай вопрос;
Личный пример учителя;
Приём устного словесного рисования;
Словарно-стилистическая работа;
Элементы драматизации.

Методы и приемы для формирования читательской грамотности

1. «Чтение с остановками»
2. «Синквейн»
3. «Работа с вопросником»

4. «Знаю, узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм» 6. «Уголки» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ВОПРОСНИК М.Горький «Воробьишко»

Перечисли героев сказки. Кто из них, по твоему мнению, является главным героем?
Где жил Пудик?
Почему Пудик хотел скорее научиться летать?
О чём думал Пудик, когда ел букашку, принесённую папой?
О чём беспокоилась мама Пудика и почему?
Каким Пудик видел человека?
Что хотел сделать Пудик, когда вырастет?
Про кого сочинил стихи Пудик? Выучи их наизусть.
С кем встретился Пудик, выпав из гнезда?
Как он повёл себя, увидев кошку?
Кто защитил Пудика?
О ком в сказке сказано очень мало, но так, что мы очень хорошо её представляем?
Заботливый, довольный собой – кто?
Беспокойная, заботливая – кто?

Заполни таблицу, запиши в тетрадь:

 
 

 

Пудик
 

Мама

Папа

Кошка

Внешний вид
 

 

Черты характера
 

Какие слова использует часто?
 

Поведение в разных ситуациях

Чему научился каждый?

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?

Упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения

Чтение текста с пропущенными словами.
Игра в прятки.
Мнимое слово.
Фотоглаз.
Финиш

Математическая грамотность

Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

РЕБУСЫ

Заполнить пустые КЛЕТКИ

НАЙТИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Интересные факты из истории математики, геометрии

Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.
В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.
Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.
В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Различные формы работы над задачей

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.
В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Курс внеурочной деятельности

Естественнонаучная грамотность

Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой

Практическая работа. В каком продукте есть крахмал?

КАК УЗНАТЬ?

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!

Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.

А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»

СДЕЛАЙ ВЫВОД.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!