приемы формирования функциональной грамотности МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Максаева О.В.
учитель начальных классов
МБОУ ТСОШ
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность младшего школьника
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Педагогические технологии
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
Информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
Групповая форма работы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.
Интегративные компоненты | Предметные компоненты |
Читательская грамотность | Литературная грамотность |
Коммуникативная грамотность | Языковая грамотность |
Информационная грамотность | Математическая грамотность |
Социальная грамотность | Естественнонаучная грамотность |
ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Базовый навык функциональной грамотности
способность человека понимать и использовать письменные тексты;
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Методы и приемы для формирования читательской грамотности
1. «Чтение с остановками»
2. «Синквейн»
3. «Работа с вопросником»
4. «Знаю, узнал, хочу узнать»5. «Мозговой штурм»6. «Уголки»7. «Написание творческих работ»8. «Создание викторины»9. «Логическая цепочка»10. «Тонкие и толстые вопросы»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ВОПРОСНИК М.Горький «Воробьишко»
Перечисли героев сказки. Кто из них, по твоему мнению, является главным героем?
Где жил Пудик?
Почему Пудик хотел скорее научиться летать?
О чём думал Пудик, когда ел букашку, принесённую папой?
О чём беспокоилась мама Пудика и почему?
Каким Пудик видел человека?
Что хотел сделать Пудик, когда вырастет?
Про кого сочинил стихи Пудик? Выучи их наизусть.
С кем встретился Пудик, выпав из гнезда?
Как он повёл себя, увидев кошку?
Кто защитил Пудика?
О ком в сказке сказано очень мало, но так, что мы очень хорошо её представляем?
Заботливый, довольный собой – кто?
Беспокойная, заботливая – кто?
Заполни таблицу, запиши в тетрадь:
| Пудик | Мама | Папа | Кошка |
Внешний вид |
| |||
Черты характера | ||||
Какие слова использует часто? | ||||
Поведение в разных ситуациях | ||||
Чему научился каждый? |
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
Упражнения, формирующие и развивающиеосознанность чтения
Чтение текста с пропущенными словами.
Математическая грамотность
Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Интересные факты из истории математики, геометрии
Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.
В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.
Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.
В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.
Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.
В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Естественнонаучная грамотность
Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!
Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.
А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.