XXI век – век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение.
Предмет «Технология» как ни какой другой позволяет формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий.
В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.
Использование профессиональных проб вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей.
Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии.
Актуальность проекта:
Цель проекта:
1
Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития готовности к предварительному профессиональному самоопределению посредством формирования УУД через профессиональные пробы.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование у учащихся представления о требованиях изменяющегося общества к будущим профессионалам.
2. Развитие у учащихся отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.
3. Обеспечение соответствующими способами и приёмами принятия адекватных решений по выбору индивидуального образовательного и профессионального маршрутов.
4. Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности учащегося и профилю дальнейшего обучения
Условия реализация:
1. создание возможностей для вариативности и личностной ориентации образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
2.усиление практической направленности образовательного образовательного процесса с помощью введения интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); 3.оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в самоопределении;
4. развитие способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования.
Гипотеза: технология формирования УУД будет эффективно реализовываться при обеспечении следующих условий.
Профессиональная проба - это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление обучающихся с группой родственных профессий, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях народного хозяйства, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы.
Профессиональные пробы по различным сферам деятельности включают в себя комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций проявления профессионально важных качеств (ПВК); все это позволяет обучающимся оценивать собственные возможности освоения профессии.
Профессиональные пробы имеют ряд особенностей:
в ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из её этапов осуществляется диагностика общих и специальных ПВК
развитие интересов, склонностей, способностей, ПВК личности школьника достигается за счет постепенного усложнения практических заданий, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности
результатом каждого этапа и всей пробы в целом является получение завершенного продукта деятельности - детали, изделия и т.д
в результате выполнения пробы у обучающихся должно сформироваться представление о конкретной профессии, группе родственных профессий, производственной сфере, включающей их
Профессиональные пробы осуществляются в различных формах или их сочетаниях
трудовое задание
серия последовательных имитационных (деловых) игр
творческие задания исследовательского характера (проект, реферат, сообщение, доклад и др.)
комплекс агротехнических мер по выращиванию растений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.