Презентация "Происхождение философии. Философия как наука. Природа философского знания"

  • pptx
  • 09.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Происхождение философии. Философия как наука. Природа философского знания.pptx

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ комбинированного занятия по теме: «Происхождение философии. Философия как наука. Природа философского знания»

План

О предмете философии и ее месте в системе научного знания.
Множественность понимания философии.
Проблемы философии.
Философия и мировоззрение.
Компоненты мировоззрения.
Ценностные ориентации.
Методы философских исследований.

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

О предмете философии и ее месте в системе научного знания

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.

О предмете философии и ее месте в системе научного знания

О предмете философии и ее месте в системе научного знания

Философия осуществляет познание с помощью веками отработанной системы обобщающего категориального строя разума.
Можно сказать, что философия - это единосущее, "схваченное в мыслях"; это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
Само слово философия восходит к Пифагору, буквально означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет.

Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека.
Человек испытывал духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире.
Человек спрашивает и не может спрашивать не только как, но и что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может решить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

О предмете философии и ее месте в системе научного знания

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытие в мире (философская антропология), теория познания (гносеология), проблемы теории познания и творчества, эстетику, этику. теорию культуры, и наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии.

О предмете философии и ее месте в системе научного знания

Множественность понимания философии

Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего.
Аристотель понимал философию как исследование причин и принципов вещей.
Философы поздней античности - стоики, эпикурейцы - видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума.
Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание.
Иммануил Кант отличал философию - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума.
Иоахим Фихте и Георг Гегель -философия выступала средоточием всей человеческой культуры.

Множественность понимания философии

Карл Маркс полагал, что философия не должна оставаться областью отвлеченных академических занятий. Ее основное предназначение - изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.
С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир и самого себя.

Множественность понимания философии

Философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции - существования человека в истории, обществе, мире.
Огюст Конт заявил, что прежняя философия относится к отжившему, спекулятивно-метафизическому, типу мышления. Поэтому нужна новая философия, которая должна отказаться от своего прошлого и превратиться в позитивное научное мышление, стать общей наукой, суммирующей наиболее важные результаты других наук.

Множественность понимания философии

Проблемы философии

Кант считал высшие и вечные вопросы человеческого разума это:

Что я могу знать?
Что должен делать?
На что могу надеяться?

Предмет философии - это высшие смыслы, цели и ценности человека и его культуры

Философия и мировоззрение

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентиров, верований, убеждений и идеалов людей.

Компоненты мировоззрения

Познавательный компонент
Ценностно-нормативный компонент
Эмоционально-волевой компонент
Практический компонент

Ценностные ориентации

Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общества признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.

Вера

Вера -феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости.
Вера - это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее, "ясновидение", в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы

Идеалы - это мечты и о самом совершенном устройстве общества, где все "по справедливости", и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения

Убеждения - это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже - в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения:

Жизненно-практический уровень - мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте.
Теоретический уровень - это решение мировоззренческих проблем.

Уровни мировоззрения

Методы философских исследований

Философский метод – система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.
Методы эмпирического познания
Эксперимент- изменение или воспроизведение объекта в специально созданных условиях.
Сравнение – выявление сходства или различия объектов.
Описание - фиксирование результатов опытов.

Методы теоретического познания

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
Аксиоматический – принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.
Анализ – разложение целого на составные части.
Синтез – обобщение, сведение частей в единое целое.

Методы теоретического познания

Индукция – выведение общего умозаключения из частного.
Дедукция – выведение частного умозаключения из общего.
Аналогия – выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.