Презентация Развитие античной философии

  • pptx
  • 10.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие античной философии.pptx

Балашовский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский областной базовый медицинский колледж»

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Развитие античной философии

Дисциплина: Основы философии
Специальность 33.02.01 Фармация
Курс 1

Преподаватель: Воронин А.А.


Балашов 2020

План презентации

Общая характеристика и характерные черты античной философии;

Особенности античной философии;

Периодизация античной философии;

Философские школы досократического периода.

Античная философия

В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.

Возникновение античной философии

VI век до н.э. – возникновение античной философии в городах-государствах Средиземноморья

Общая характеристика античной философии

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.

Особенности античной философии

Особенности

Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VIIIV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии.

Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).

Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

Периоды развития античной философии

I период - досократический (VII-Vвв. до н.э.)
II период - классический (сер.V- конец IV вв. до н.э.)
III период - эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.)
IV период - римский (I в. до н.э.-V в.н.э.)

Досократический период

Первыми философскими школами Древней Греции были натурфилософские школы. В центре их исследований стояла природа. Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций наивного материализма. Тем не менее, это была начальная форма материализма.
Предметом анализа натурфилософских школ Древней Греции были проблемы макро-(это проблемы Вселенной и ее компонентов) и микрокосмоса (это проблемы человека как отражения Вселенной).

Милетская философская школа







Фалес Анаксимандр Анаксимен
(625-547 до н.э.) (610-547 до н.э.) (585-525 до н.э.)

Милетская философская школа







Фалес
(625-547 до н.э.)

Первым древнегреческим философом был Фалес, причисляемый античной традицией к "семи мудрецам".
Фалес был хорошо знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на эти знания, установил периодичность затмений. Сочинения Фалеса до нас не дошли, как и многие работы милетской школы мыслителей. О них мы знаем из более поздних свидетельств


Милетская философская школа







Анаксимандр
(610-547 до н.э.)

Ученик Фалеса. Ставил вопрос о начале мира. Основой всего является «беспредельное» (апейрон).
Интересовался вопросами возникновения жизни. Его называют античным предшественником Дарвина.
Объясняет сложнейшие вопросы развития мира, не обращаясь к вмешательству богов, а опираясь на разум.

Милетская философская школа







Анаксимен
(585-525 до н.э.)

Ученик и последователь Анаксимандра.
Искал материальную первооснову мира. Такой основой он считал воздух.
В начале V в. до н.э. Милет был завоеван персами. Город постепенно теряет свое значение центра
эллинистической культуры, но идеи милетских
философов находят своих продолжателей

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз – закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших Пифагора как высшее существо.
Членами союза могли быть свободные граждане, как мужчины, так и женщины, на протяжении ряда лет выполняющие определенные условия и правила этого тайного общества.
Суть учения Пифагора составляет положение «Все вещи суть числа» - сущность любой вещи может быть описана числовым соотношением.
Еще одна интересная идея пифагорейцев – переселение душ. По Пифагору, любая душа может вселиться в любое тело (это не зависит от того, как была прожита предыдущая жизнь).
Именно Пифагор ввел в обиход сам термин философия.

Пифагорейский союз

Пифагор Самосский (около 570—490 г.г. до н. э.) – древнегреческий философ и математик , создатель 
религиозно-философской школы 
пифагорейцев.
Античные биографии Пифагора содержат множество легенд. По наиболее распространённой версии Пифагор родился на острове Самос. В молодости много путешествол и учился. По возвращении на Самос из-за разногласий с тираном Поликратом  был вынужден эмигрировать в Италию. По прибытии в полис Кротон он создал собственную школу.

Характерные черты пифагорейского союза

Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения.
Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось.
Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную организацию аристократии

Элейская философская школа







Ксенофан Парменид Зенон

Основные положения элеатов

Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности.

В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия.

Основные положения элиатов


В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет;
2) бытие одно, неделимо;
3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.

Школа атомистов







Левкипп Демокрит
460-370 до н.э. V в. до н.э.

Основные положения школы атомистов

Мир состоит из пространства и наполняющей его материи, или из атомов и пустоты.

Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести.

Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом — движущаяся материя.

Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская.

Основные положения школы атомистов

Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности - никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно.

Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам.

Основные положения школы атомистов


Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается.

Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники, эстетики, филологии, музыки.

Список рекомендованной литературы

Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2017, 480 с.
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2019, 256 с.
Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018, 304 с.

Интернет-ресурсы:
http://labrip.com/
http://www.filosofia-totl.narod.ru/