Презентация "Развитие метапредметных компетенций в начальной школе"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Презентация "Развитие метапредметных компетенций в начальной школе"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
ppt
27.02.2020
Презентация "Развитие метапредметных компетенций в начальной школе"
Презентация Развитие метапредметных компетенций.ppt

Развитие метапредметных компенсаций учащихся

Развитие метапредметных компенсаций учащихся

Развитие метапредметных компенсаций учащихся

Учитель начальных классов
МБОУ школа №1 с.Хороль
Рузаева Ольга Дмитриевна

Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук,…

Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук,…

Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.

Цель: создать психолого-педагогические условия для формирования метапредметных умений у младших школьников

Цель: создать психолого-педагогические условия для формирования метапредметных умений у младших школьников

Цель: создать психолого-педагогические условия для формирования метапредметных умений у младших школьников.

Задачи:
- формирование метапредметных умений в учебное и внеучебное время;
- рефлексия школьниками своей учебной деятельности, открытия своих возможностей индивидуального развития, создания атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества;
- развитие форм совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.
- интеграция учащимися различных способов и стилей обучения;
- развитие исследовательских умений.

Метапредметные УУД Познавательные

Метапредметные УУД Познавательные

Метапредметные УУД



Познавательные УУД связаны с решением проблемы

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность

Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности

Что следует понимать под метапредметным уроком?

Что следует понимать под метапредметным уроком?

Что следует понимать под метапредметным уроком?
Метапредметный урок-это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практика".

Регулятивные УУД Виды заданий и игр для формирования

Регулятивные УУД Виды заданий и игр для формирования

Регулятивные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант, заучивание материала наизусть в классе, звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.
Игры:  «Ладошки», «Муха», «Фото на память», «Статуя, замри», , «Товарищи командиры», «Поймай мышку», «Счет», «», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.  

Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. 
 Игра «Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято».
 Упражнение «Звуковая гимнастика»  Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД Виды заданий и игр для формирования

Познавательные УУД Виды заданий и игр для формирования

Познавательные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?»,  «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,  «цепочки»,  составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, ориентировки в пространстве.
Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» и др.
Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».  Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . 

Коммуникативные УУД Виды заданий и игр для формирования

Коммуникативные УУД Виды заданий и игр для формирования

Коммуникативные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.  

  Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка.  А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент.   Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.  

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

Приведем примеры. Даны два задания по дисциплине «Окружающий мир» 4 класс.
Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата?
1) Перескажи текст о Петре I.
2) За что люди стали называть Петра Великим?
В первом случае ученик попросту воспроизведет чей-то чужой текст. У него, может быть, и родятся собственные ощущения и переживания относительного того, что он будет пересказывать, но само задание вовсе не ориентирует его на то, чтобы он это высказал.

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?


Во втором случае прямого ответа в учебнике не будет, но основания для того, чтобы ребенок сформулировал свой ответ, будут. Такой формулировкой мы ориентируем ученика на то, чтобы он высказал свою точку зрения и попытался ее обосновать, и задание начинает работать на получение личностного результата.

Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия): 1

Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия): 1

Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия):

1. Сколько спряталось слов в этом ряду букв?
Волчишкоткрытоященокночь
2. Поставь слоги на место, так чтобы получились слова.
РАБ КО ЛИК
РЕ МО
РО МАТ СЫ
3. Игра «Расшифруй слова». Надо поставить буквы на место так, чтобы получились правильные слова:
МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор
4. Прочитай слова или предложения справа налево.
ьдевдем цяаз клов асил комерет
! ьтатич ьтему ошорох каК

Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению: 1)

Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению: 1)

Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению:

1) Чтение слов в предложении начиная с конца.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой)

Чтение каждого слова в предложении справа налево

Чтение каждого слова в предложении справа налево

2) Чтение каждого слова в предложении справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар алапорп. (К.Д.Ушинский)

Заколдованное слово» (первое слово читается обычно, второе или подчёркнутое − справа налево):

Заколдованное слово» (первое слово читается обычно, второе или подчёркнутое − справа налево):

3) «Заколдованное слово» (первое слово читается обычно, второе или подчёркнутое − справа налево):
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. (Л.Н.Толстой)

Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения: 1)

Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения: 1)

Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения:

1) Чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога.
На рек__ в завод__ раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, и гудит над цветущей кашк__ деловит__ пче__.
(И. Соколов-Микитов)

Поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении

Поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении

2) Поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский)

Вставить пропущенные согласные з//с в приставки

Вставить пропущенные согласные з//с в приставки

Вставить пропущенные согласные з//с в приставки. Бе..жалостный, ра..бить, ра..пилить, ра..сыпать, и..дать

Обратите внимание на написание приставок без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.
Постарайся определить закономерность и сделай выводы.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике и алгоритм его применения.

з

з

с

с

з

Рубрика «Давай подумаем» Сережа написал «Людачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова

Рубрика «Давай подумаем» Сережа написал «Людачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова

Рубрика «Давай подумаем»

Сережа написал «Людачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Люда; «Наташинька», потому что сочетания жи – ши надо писать через и.
Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

На какие группы делятся звуки речи?

На какие группы делятся звуки речи?

На какие группы делятся звуки речи? Чем различаются эти звуки?

Ь после шипящих на конце имен существительных

Ь после шипящих на конце имен существительных

Ь после шипящих на конце имен существительных

Проверяемое слово – имя существительное?

Да Нет

Оканчивается ли оно на шипящий? (ж, ч, ш, щ)

Да Нет

Определи род: женский или мужской

Женский: пишется ь Мужской: ь не пишется

Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку

Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку

Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки

Березка, осень, зелёный, шкаф, старушка, лесной, ученик, гладкий, робкий.

Как части речи: Имя

Как части речи: Имя

1. Как части речи:

Имя Имя
существительное прилагательное

берёзка зелёный
осень лесной
шкаф гладкий
старушка робкий
ученик

По наличию орфограммы 1. Слова с парными согласными

По наличию орфограммы 1. Слова с парными согласными

2. По наличию орфограммы

1. Слова с парными согласными. 2. Слова с безударными гласными.
берёзка осень
шкаф зелёный
старушка лесной
гладкий ученик
робкий старушка

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?

Другой пример. Даны 2 задания по математике:
Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон?
Перед вами план спортивного зала. Зеленым цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8 м., ширина – 6 м., а размер одного коврика 1 м х 1 м?
В первом случае задание сформулировано традиционно, а во втором случае ученик должен сообразить, каким правилом математики воспользоваться. Такое задание позволяет и в жизни в аналогичной ситуации тоже использовать определенное правило математики.

Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, а во 2столбик все двузначные числа и тоже умножьте их на 7

Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, а во 2столбик все двузначные числа и тоже умножьте их на 7

3,6,12, 78, 8, 63, 9, 51

Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, а во 2столбик все двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

12 * 7

10

2

10*7 + 2*7

Проект «Весна »

Проект «Весна »

Проект «Весна »

Заключение Использование межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов способствует: повышению мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся; активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; возможности развернуть перед учеником…

Заключение Использование межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов способствует: повышению мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся; активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; возможности развернуть перед учеником…

Заключение


Использование межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов способствует:

повышению мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся;
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
возможности развернуть перед учеником многомерную картину мира;
расширение кругозора учащихся;
проявлению индивидуальных творческих способностей детей;
повышению эмоционального настроя в классе;
- формированию метапредметных и личностных универсальных учебных действий

По мнению Блонского П.П. (русского философа и психолога)

По мнению Блонского П.П. (русского философа и психолога)

“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.

По мнению Блонского П.П.  (русского философа и психолога) 

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание!

скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей