Презентация "Развитие творческих способностей учащихся через диалоговые технологии"

  • ppt
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диалоговые технологии.ppt

Развитие творческих способностей обучающихся через диалоговые технологии

Учитель русского языка и литературы Шаманаева Е.А.
МОУ «Талдинская СОШ», образование высшее, I КК

Анализ ситуации

Зачастую у обучающихся отсутствует мотивация к обучению.
Неумение выражать свои мысли, отстаивать свое мнение.
Нежелание проявлять свое творчество.

Противоречия:



Стремление учителя создать высокую познавательную мотивацию у обучающихся

Отсутствие мотивации к обучению у школьников

Создать диалогическую ситуацию на уроке

Нежелание обучающихся вступать в диалог с учителем и друг с другом

Процесс обучения превратить в подлдино творческий процесс

Нежелание обучающихся проявлять творчество и инициативу, стремление к роли пассивного слушателя

Проблема

Как научить обучающихся на уроках русского языка и литературы проявлять инициативу, самостоятельность, творчество?

Цель:

обобщение опыта по внедрению диалоговых технологий в учебный процесс;
развитие творческих способностей обучающихся через диалоговые технологии.

 

Задачи:

1.      Раскрыть особенности диалоговых технологий;
2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием диалоговых технологий;
3.      Определить, какое место диалоговые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
 

Гипотеза:  
Диалоговые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, способствуют развитию творческих способностей.
 

Диалог – это, прежде всего, взаимодействие, позволяющее и учителю, и ученикам максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал.

Функции диалоговой технологии:

когнитивная;
креативная;
рефлексивная.

Элементы диалоговой технологии:

постановка целей и их максимальное уточнение;
строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;
ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

Принципы диалоговой технологии:

проблемности и оптимальности;
поэтапного циркулирования информации;
разомкнутости и незавершенности диалога;
децентрации и децентрализации;
параллельного взаимодействия.

Формы диалоговой технологии:

проблемно-поисковые диалоги,
семинары-дискуссии,
учебные дискуссии,
эвристические беседы,
анализ конкретных ситуаций.

Семинар-дискуссия

образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Цель дискуссии:

обучение,
тренинг,
диагностика,
преобразование,
изменение установок,
стимулирование творчества.

Диалоговая форма урока помогает ученику стать активным участником познания. При диалогическом общении субъект осуществляет движение не только «извне внутрь, но и «изнутри во вне», создавая тем самым равноправность собеседников.

Роль учителя

Учитель не столько рассказывает, сколько ставит вопросы, направляющие и стимулирующие мышление детей.

Этапы развития мышления

На этапе формирования понятий используются побуждающие и фокусирующие вопросы.
На этапе интерпретации данных способствуют вопросы, направленные на припоминание уже известных данных.
На этапе применения правил и принципов диалогическая ситуация создается посредством побуждения детей к объяснению новых явлений.

Диалогические ситуации определяют высокую познавательную мотивацию школьников, а процесс припоминания того, что обучающиеся уже изучили, превращает учение в подлинно творческий процесс.

Диалогические ситуации целесообразно создавать на всех этапах урока: в процессе объяснения нового материала, закрепления изученного, при обобщении и повторении.

Создание диалогических ситуаций в процессе игры

Игра – достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ребенок оказывается перед реальной альтернативой: поступить по «совести» согласно своему мировоззрению, или «не по совести», против своих взглядов.

Целесообразно проводить уроки повторения и закрепления изученного материала в форме игры-путешествия или урока-сказки, которые активизируют мыслительную деятельность детей, память, внимание, творческое воображение.

Виды игр

Имитационные игры.
Дидактические игры.
Игровые формы заданий.

Условия реализации игровых приемов и ситуаций

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчинена правилам игры.
Учебный материал – средства игры.
Введение элементов соревнования.
Игровой результат

Процесс обучения при использовании диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы приобретает творческий характер. Обучающиеся при этом стремятся к сотрудничеству, состязательности.
 

Диалогизация взаимоотношений учителя и обучающихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.