Регуляция речевого дыхания как один из ведущих приемов установления плавности речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39 «Золотая рыбка» города Георгиевска»
Учитель-логопед
Т.И. Шинкаренко
2022 год
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Значительную роль речевое дыхание играет в постановке отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.
Поэтому регуляция речевого дыхания является одним из ведущих приемов установления плавности речи и важным элементом в структуре формирования общих речевых навыков у детей с ТНР.
Проблемы в развитии речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по слогам. Ребенок делает вдох в середине слова.
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
При формировании неречевого дыхания решаются следующие задачи:
Знакомство с органами дыхания
Формирование диафрагмального типа дыхания
Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха
Совершенствование функции дыхания (выработка глубокого
вдоха и сильного длительного плавного выдоха)
Для формирования речевого дыхания необходимо достаточно развитое физиологическое дыхание
Правила выполнения дыхательных упражнений
Перед проведением дыхательной гимнастики предварительно
проветрить помещение
Не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут)
Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания
в острой стадии
Не переутомлять ребенка, дозировать темп и количество упражнений
(упражнение повторять не более 3-5 раз)
Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не
сутулиться, не опускать плечи)
Следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом, губы при выдохе
немного открыты («трубочкой»), выдох должен быть
продолжительный и плавный, при выдохе не поднимать плечи, не
надувать щеки
Предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться
на уровне рта ребенка
Игры-упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания
Диафрагмальное дыхание позволяет увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
«Покатай игрушку» (ребенок лежит на спине, на живот положить мягкую игрушку; на вдох игрушка поднимается, на выдох опускается)
«Шарик» (выполняется сидя на стуле или стоя, левая рука на животе)
«Задуй свечу» (в правой руке полоски бумаги, левая рука на животе; медленно подуть на полоски бумаги, «гасить свечу»)
«Собачка дышит» (рука на животе; положить широкий язык на нижнюю губу; сделать несколько интенсивных вдохов и выдохов; ладонью ощутить движение диафрагмы)
1.Озвученный выдох:
На плавном длительном выдохе произнести отдельные гласные и согласные звуки («Паровоз гудит», «Заблудились», «Гусь шипит», «Пчела жужжит», «Комар звенит», «Насос», «Ветер воет» и т.д.);
Слитное произнесение рядов гласных звуков и прямых слогов с постепенным наращиванием их количества («Лесенка», «В гости по дорожке» и т.д.). У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет: 3года – 3 сек или 3 звука, 5 лет – 5 сек или 5 звуков.
«Разговор гласных звуков» (произнести несколько гласных звуков с переносом ударения и с разной интонацией); «Пропавшие звуки» (по беззвучной артикуляции взрослого догадаться и озвучить 2-3 гласных звука).
2. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз, текста:
«Перекличка животных и птиц» (Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Ребенок на плавном выдохе произносит соответствующее звукоподражание из 3-5 слогов)
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым и обратным (1-2-3-4-5 или 5-4-3-2-1). По аналогии перечислять дни недели, названия месяцев, времена года.
Наращивание слов в предложении. «Это шарик. Это наш шарик. Это наш большой шарик. Это наш большой синий шарик». Количество слов во фразе не должно превышать количество лет ребенка.
Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.