Регуляция речевого дыхания как один из ведущих приемов установления плавности речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39 «Золотая рыбка» города Георгиевска»
Учитель-логопед
Т.И. Шинкаренко
2022 год
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Значительную роль речевое дыхание играет в постановке отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.
Поэтому регуляция речевого дыхания является одним из ведущих приемов установления плавности речи и важным элементом в структуре формирования общих речевых навыков у детей с ТНР.
Проблемы в развитии речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по слогам. Ребенок делает вдох в середине слова.
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
При формировании неречевого дыхания решаются следующие задачи:
Знакомство с органами дыхания
Формирование диафрагмального типа дыхания
Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха
Совершенствование функции дыхания (выработка глубокого
вдоха и сильного длительного плавного выдоха)
Для формирования речевого дыхания необходимо достаточно развитое физиологическое дыхание
Правила выполнения дыхательных упражнений
Перед проведением дыхательной гимнастики предварительно
проветрить помещение
Не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут)
Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания
в острой стадии
Не переутомлять ребенка, дозировать темп и количество упражнений
(упражнение повторять не более 3-5 раз)
Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не
сутулиться, не опускать плечи)
Следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом, губы при выдохе
немного открыты («трубочкой»), выдох должен быть
продолжительный и плавный, при выдохе не поднимать плечи, не
надувать щеки
Предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться
на уровне рта ребенка
Игры-упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха
«Горох против орехов»
«Жадные фрукты»
«Фасолевые гонки»
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха
«Задуй свечу»
«Сдуй птичек с ветки»
«Сдуй снежинку с ёлочки»
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха
«Осенние листочки»
«Одуванчики»
«Сдуй бабочку с цветка»
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха
«Прогони тучку с дождиком»
«Расческа»
«Горячий чай»
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
При формировании речевого дыхания решаются задачи:
Развитие фонационного (озвученного) выдоха
Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз
Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста (стихов, рассказов, песен)
1.Озвученный выдох:
Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.