1 слайд
Семинар – практикум
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Ст.воспитатель Климова Н.В.
2 слайд
Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
u активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
u уточнить представления о гласных и согласных звуках;
u тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
u закреплять навык звукового и слогового анализа слова;
u формировать первоначальное представление о предложении и слове.
3 слайд
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
u От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом, а также при обучении других школьных предметов.
u Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
4 слайд
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
u появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
u не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
u физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
u обучение грамоте в детском саду является профилактикой (предупреждением) дислексии (замена звуков, искажение слогов) и дисграфии (замена, пропуск букв, слогов, соединение слов в предложении при письме). Поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
5 слайд
Важно, чтобы ребёнок:
u не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
u умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
u под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, но это слишком узкое представление данного вопроса
6 слайд
Важно знать! В соответствии с ФОП ДО (ОП ДО) основные задачи подготовки к обучению грамоте:
От 3 лет до 4 лет: формирование умения вслушиваться в звучание слова, знакомство с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
От 4 лет до 5 лет: продолжение знакомства с терминами «слово», «звук» практически, употребление и понимание данных слов при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомство с тем, что слова состоят из звуков, звучат по разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).Формирование умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
От 5 – 6 лет: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, ударный гласный, безударный гласный, согласный твердый, согласный мягкий) правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
От 6 – 7 лет: упражнять в составлении предложений из 2 – 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2 -3 слов.
Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
От 3 до 4 лет п.20.4.2. под цифрой 5) ФОП ДО;
От 4 до 5 лет п.20.5.2. под цифрой 5) ФОП ДО;
От 5 до 6 лет п.20.6.2. под цифрой 5) ФОП ДО;
От 6 до 7 лет п.20.7.2. под цифрой 5) ФОП ДО.
7 слайд
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте:
Что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим)
Что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем)
Подготовительный этап: работа начинается со знакомства с неречевыми звуками. Этим формируется тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
u сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
u затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
u узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто позвал?".
8 слайд
Слоговой анализ:
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, сколько раз подбородок стукнется о кулачок, столько и слогов в слове; какой по счету слог 1, 2, 3?
Игра «Сколько слогов в слове?»
Дидактические пособия:
u Слоговые домики: 1, 2, 3-этажные или по количеству окон;
u паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
u гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
u домино: количество точек соответствует количеству слогов
9 слайд
Знакомство со звуками:
Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные)
Гласные звуки ? (А, У, О, И, Ы, Э)
Детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно, не встречает во рту преграды. Они голосят, их можно пропеть. Их обозначают красным цветом. А согласные звуки петь не могут, они соглашаются. Воздух свободно выйти изо рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык, т.е. есть преграда.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
u научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно;
u научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
u в середине слова.
- фигурки животных, птиц, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова;
- символ опознаваемого звука поставить в нужный квадратик;
- работа со звуковыми линейками (в каком месте слова слышится «С»).
Игра «Поймай звук». Хлопни, если услышишь гласный звук (А Р В И Т Э Г Я У Б Ш…….) изолированно и в слове (А- кот, кит, сам…..)
10 слайд
Порядок работы над согласными звуками:
Рекомендуют начинать со звуков [м], [н], потому что:
u Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
u Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Для определения мягкости-твёрдости согласных звуков можно дополнительно используем тактильный способ определения лобик (твердый) – щёчки (мягкие), а также эмоциональное состояние: сердитый – добрый (ласковый).
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит (спит), а при произнесении звонких звуков горло работает (поет песенку). Часто, чтобы различить эти звуки, прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или ладонями закрыть уши и слушать – тихо в ушах или звук сильный.
Игра «Звенит – не звенит»: если в начале слова слышится звонкий согласный — поднимают карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.
11 слайд
Звуковой анализ слова:
Приемы работы со схемой слова:
u назвать количество звуков в слове;
u назвать звуки по - порядку;
u сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
u сколько согласных;
u назвать первый звук, последний, третий и т.д.
12 слайд
Знакомство с буквами:
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов:
u Написать букву в воздухе, на столе;
u Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
u Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке;
u Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
u Вырывать из бумаги образ буквы;
u Получить в подарок букву;
u Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
u Вылепить из пластилина, теста;
u Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
u Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, : пэ, рэ.., а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
13 слайд
Звукобуквенный анализ слова:
План анализа:
1. Произнести слово и послушать его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в
момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение
звуков из слова, нужно убедиться в том, что ребёнок произносит слово
правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством
формирования и развития у дошкольников устной речи.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в
первый раз целиком (с интонацией, которая подчеркивает ударный слог), а второй
– по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. Третий звук и т.д.
u Сколько всего звуков в слове?
u Сколько гласных?
u Сколько в слове слогов?
14 слайд
Звуковой анализ слова ЛИСА
u Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.
u Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.
u Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.
u Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
u Скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
«КУКЛА» - самостоятельно провести звуковой анализ слова.
15 слайд
Работа с предложением:
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
u Назвать 1-е, 2-е, 3-е слово предложения.
u Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
u Составление графической схемы предложения
u Составление предложений по графической схеме
Вывод:
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.