Актуальность темы исследования
Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Родители дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов. Проблема привыкания младшего дошкольника является актуальной во все времена.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Наступают и волнения и тревоги у родителей - Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?
Актуальность темы исследования
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской.
Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Объект, предмет и гипотеза исследования
Объект исследования – социальная адаптация детей раннего возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Гипотеза: предположим, что уровень социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада изменится, если провести программу формирования.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
Выявить возрастные особенности детей раннего возраста.
Провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
Создать психолого-педагогические условия для социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Проанализировать результаты опытно – экспериментальной работы.
Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Теоретическая база исследования
Под адаптацией (от лат. аdaptatio — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% — не готовы, 75,8% — условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.
Теоретическая база исследования
В ряде научных работ Н.Д. Ватуниной, Г.Г. Григорьевой, О.И. Давыдовой, А.А. Майера, Р.В. Тонкова – Ямпольской, Т.Я. Черток выделяются следующие виды адаптации: легкая, средней тяжести и тяжелая.
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место.
Практическая часть исследования
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ № 24 города Снежинска, группа раннего возраста (дети 2 - 3 лет).
В исследовании приняли участие 20 воспитанников раннего возраста. Психологический климат в группе благоприятный. Из 20 испытуемых у 4-х детей семьи не полные, это может приводить к повышенной тревожности и низкой работоспособности. Родители поддерживают детей, участвуют в жизни детского сада. Однако, все выше перечисленные факторы не говорят о том, что дети не испытывают трудностей в период социальной адаптации к условиям детского сада.
Практическая часть исследования
Целью данной программы является формирование компонентов психологической готовности детей к детскому саду, через системное использование интеллектуально-развивающих игр, упражнений и художественной литературы.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к детскому саду.
2. Развитие познавательных психических процессов (внимание, мышление, память, восприятие).
3. Развитие волевых качеств личности.
4. Развитие произвольности поведения, умения действовать по плану.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Повышение мотивационной готовности детей к детскому саду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.