Презентация Социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся школы-интерната как фактор нравственного воспитания

  • ppt
  • 17.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Условия формирования ЗОЖ.ppt

Социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся школы-интерната как фактор нравственного воспитания

Актуальность исследования:

Здоровье – это главная ценность жизни.

Проблема детского здоровья и оздоровления в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему и ее решение становится одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.
Признавая особую роль подрастающего поколения, общество возложило ряд задач на систему государственного образования (в дополнение к образовательной функции) по сохранению здоровья школьников и для прививания нравственных норм.




Нравственное воспитание играет особо важную роль в жизни школьника, оно позволяет информировать ребенка о нормах поведения в современном обществе, что в свою очередь может стать определяющим фактором в развитии физического здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни в сочетании с нравственным воспитанием должен стать основой в профилактике болезней современности.
Реализация модуля «Здоровье» позволит воспитать психологически устойчивых, нравственных детей, которые будут заинтересованы в ведении здорового образа жизни.




Объект исследования:

Процесс воспитания здорового школьника.

Предмет исследования:

Социально-педагогические условия воспитания школьника.

Цель исследования:

Выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к изучению заданной проблематики.
2. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни школьников.
3. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

а) Формирование адекватного представления у школьника о здоровом воспитании через систематические упражнения и информирование.
б) Активизация просветительской и консультационной работы с педагогами интерната по вопросам воспитания ЗОЖ.

Гипотеза исследования предполагается, что формирование знаний у школьников о здоровом образе жизни будет успешным при следующих условиях:

– по особенностям формирования ЗОЖ:
И. И. Брехмана, Л. Г. Татарникова,
Г. К. Зайцева.

– по возрастной психологии: В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского.

– по специфике интернатных учреждений:
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых,
Л. М. Шипицыной.

Методологическая основа Состоит из трудов ученых:

Метод теоретического анализа:
изучение психолого-педагогической,
социально-педагогической литературы
2. Метод эмпирического исследования:
2.1. Анкетирование:
- социологический опрос
- уровень воспитанности ( Капустин)
- анкета – тест (Авторские)
2.2. Качественный и количественный анализ результатов.
2.3. Социально – педагогический эксперимент.

Методы исследования Во время проведения исследования применялись следующие методы :

База исследования

Государственное образовательное казённое учреждение «Санаторная школа – интернат №4»
г. Усолье-Сибирское.

Экспериментальная группа
Обучающиеся школы – интернат в кол-ве
28 человек:
1 «А» - 16 детей
в возрасте 8-9 лет
8 «А» - 12 детей
в возрасте 14-15 лет

Критерии эффективности ЗОЖ

Отсутствие вредных привычек;
Четкое представление о здоровом образе жизни;
Психологическая устойчивость, воспитанность;
Соматическое здоровье.

Глава 1 Теоретические подходы к изучению особенностей формирования ЗОЖ обучающихся санаторной школы-интернат как фактор нравственного воспитания Глава 1.1. Формирование ЗОЖ обучающихся санаторной школы-интернат как фактор нравственного воспитания

Аспекты

Эмоциональный контроль. Способность человека хорошо контролировать свои эмоции.
Интеллектуальный контроль и его развитие. Возможность человека максимально полезно использовать свои знания в различных жизненных обстоятельствах;
Духовное самочувствие. Это способность человека четко понимать свои жизненные ценности и ставить конструктивные цели. В первую очередь оценивается именно стремление к их реализации.

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи, школы, прочих организаций и общественности.
(Большая Советская Энциклопеция)

Воспитание личности - это воспитание такого стойкого нормального начала, благодаря которому человек сам влияет на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное
В.А.Сухомлинский

Мы считаем, что воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на человека, на его нравственное и физическое развитие для жизни в современном обществе.

Нравственное воспитание — особая форма многогранного процесса развития человека: сознательная и систематическая выработка в нем общечеловеческих нравственных качеств; освоение моральных ценностей и этических знаний.

(Социологический словарь)

К основным факторам, составляющим здоровье человека и нации, медицина относит образ мыслей, образ жизни и образ питания. Под образом мыслей понимается правильное мировоззрение, чистые и положительные мысли.

ВЫВОД

На основе литературных источников, мы пришли к выводу, что нравственное воспитание человека - это фундамент физического здоровья, что особенно актуально для школы – интернат.


Глава 1.2. Социально-педагогические условия формирования ЗОЖ обучающихся санаторной школы-интернат как фактор нравственного воспитания

Социальные условия — условия жизнедеятельности человека в обществе в процессе труда, обучения или свободного времени. Социальные условия охватывают такие параметры, как условия труда и его охрана, уровень образования, здравоохранения, культуры населения и т. д.

Педагогические условия – условия получения человеком навыков, приобретаемых в процессе обучения.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.
Мы считаем, что здоровый образ жизни следует понимать как единство самосохранительного сознания и поведения. Здоровый образ жизни – это не только знание, но и жизнь в соответствии со знаниями.

Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.
И. И. Брехман

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании.

ВЫВОД

В результате проведенной работы, мы считаем, что для улучшения социально – педагогических условии обучающихся школы – интернат необходимо провести следующие действия:
1) Провести комплексную работу по возможности введения дополнительных программ, направленных на повышение эффективности ЗОЖ и нравственного воспитания в санаторной школе – интернат.
2) Проводить постоянную просветительную и консультационную работу с родителями школьников и педагогами школы – интернат.
3) Разработать и внедрить авторскую комбинаторную разработку по воспитанию ЗОЖ.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни как фактора нравственного воспитания обучающихся санаторной школы-интерната
Глава 2.1. Характеристика базы и методы исследования


Для выявления особенностей нравственного воспитания учащихся в «Санаторной школе – интернат №4» были применены следующие методы исследования:
Методика «Уровень воспитанности учащихся» Н. П. Капустина.
Авторская «Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося».
Авторская «Тест-анкета ориентировочной оценки степени здорового образа жизни учащегося».


Глава 2.2. Диагностическое исследование здорового образа жизни как фактора нравственного воспитания обучающихся санаторной школы-интерната


Результаты диагностики по методике «Уровень воспитанности учащихся» Н. П. Капустина

Начало года

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

3чел. (3,86)

9 (4,25)

6 (4,66)

Конец года

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

1 (3,8)

9 (4,28)

8 (4,71)


Результаты анкеты «Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося»

Начало года

Относится к группе риска

Не относится к группе риска

-

10,84

Конец года

Относится к группе риска

Не относится к группе риска

-

9,68


Результаты анкеты «Тест-анкета ориентировочной оценки степени здорового образа жизни учащегося»

Начало года

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

2чел. (2,65)

17 (3,39)

-

Конец года

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

-

14 (3,77)

5 (4,3)


Обобщая результаты диагностического исследования здорового образа жизни как фактора нравственного воспитания обучающихся санаторной школы-интерната, можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание имеет следующие особенности:
1) несформированность представлений о нравственности;
2) несформированность представлений о здоровом образе жизни и его влиянии на нравственные ценности.


ВЫВОД
Основываясь на приведенных особенностях нравственного воспитания можно сделать вывод о направленности дальнейших работ:
- создание и реализация специальной программы по формированию нравственного воспитания обучающихся санаторной школы-интерната при помощи представлений о здоровом образе жизни.
- проводить активную просветительную и консультационную работу с родителями школьников и педагогами школы – интернат

Спасибо за внимание!