Социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся школы-интерната как фактор нравственного воспитания
Актуальность исследования:
Здоровье – это главная ценность жизни.
Проблема детского здоровья и оздоровления в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему и ее решение становится одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.
Признавая особую роль подрастающего поколения, общество возложило ряд задач на систему государственного образования (в дополнение к образовательной функции) по сохранению здоровья школьников и для прививания нравственных норм.
Нравственное воспитание играет особо важную роль в жизни школьника, оно позволяет информировать ребенка о нормах поведения в современном обществе, что в свою очередь может стать определяющим фактором в развитии физического здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни в сочетании с нравственным воспитанием должен стать основой в профилактике болезней современности.
Реализация модуля «Здоровье» позволит воспитать психологически устойчивых, нравственных детей, которые будут заинтересованы в ведении здорового образа жизни.
Объект исследования:
Процесс воспитания здорового школьника.
Предмет исследования:
Социально-педагогические условия воспитания школьника.
Цель исследования:
Выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к изучению заданной проблематики.
2. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни школьников.
3. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.
а) Формирование адекватного представления у школьника о здоровом воспитании через систематические упражнения и информирование.
б) Активизация просветительской и консультационной работы с педагогами интерната по вопросам воспитания ЗОЖ.
Гипотеза исследования предполагается, что формирование знаний у школьников о здоровом образе жизни будет успешным при следующих условиях:
– по особенностям формирования ЗОЖ:
И. И. Брехмана, Л. Г. Татарникова,
Г. К. Зайцева.
– по возрастной психологии: В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского.
– по специфике интернатных учреждений:
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых,
Л. М. Шипицыной.
Методологическая основа Состоит из трудов ученых:
Метод теоретического анализа:
изучение психолого-педагогической,
социально-педагогической литературы
2. Метод эмпирического исследования:
2.1. Анкетирование:
- социологический опрос
- уровень воспитанности ( Капустин)
- анкета – тест (Авторские)
2.2. Качественный и количественный анализ результатов.
2.3. Социально – педагогический эксперимент.
Методы исследованияВо время проведения исследования применялись следующие методы :
База исследования
Государственное образовательное казённое учреждение «Санаторная школа – интернат №4»
г. Усолье-Сибирское.
Экспериментальная группа
Критерии эффективности ЗОЖ
Отсутствие вредных привычек;
Четкое представление о здоровом образе жизни;
Психологическая устойчивость, воспитанность;
Соматическое здоровье.
Глава 1 Теоретические подходы к изучению особенностей формирования ЗОЖ обучающихся санаторной школы-интернат как фактор нравственного воспитания Глава 1.1. Формирование ЗОЖ обучающихся санаторной школы-интернат как фактор нравственного воспитания
Аспекты
Эмоциональный контроль. Способность человека хорошо контролировать свои эмоции.
Интеллектуальный контроль и его развитие. Возможность человека максимально полезно использовать свои знания в различных жизненных обстоятельствах;
Духовное самочувствие. Это способность человека четко понимать свои жизненные ценности и ставить конструктивные цели. В первую очередь оценивается именно стремление к их реализации.
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи, школы, прочих организаций и общественности.
(Большая Советская Энциклопеция)
Воспитание личности - это воспитание такого стойкого нормального начала, благодаря которому человек сам влияет на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное
В.А.Сухомлинский
Мы считаем, что воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на человека, на его нравственное и физическое развитие для жизни в современном обществе.
Нравственное воспитание — особая форма многогранного процесса развития человека: сознательная и систематическая выработка в нем общечеловеческих нравственных качеств; освоение моральных ценностей и этических знаний.
(Социологический словарь)
К основным факторам, составляющим здоровье человека и нации, медицина относит образ мыслей, образ жизни и образ питания. Под образом мыслей понимается правильное мировоззрение, чистые и положительные мысли.
ВЫВОД
На основе литературных источников, мы пришли к выводу, что нравственное воспитание человека - это фундамент физического здоровья, что особенно актуально для школы – интернат.
Глава 1.2. Социально-педагогические условия формирования ЗОЖ обучающихся санаторной школы-интернат как фактор нравственного воспитания
Социальные условия — условия жизнедеятельности человека в обществе в процессе труда, обучения или свободного времени. Социальные условия охватывают такие параметры, как условия труда и его охрана, уровень образования, здравоохранения, культуры населения и т. д.
Педагогические условия – условия получения человеком навыков, приобретаемых в процессе обучения.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.
Мы считаем, что здоровый образ жизни следует понимать как единство самосохранительного сознания и поведения. Здоровый образ жизни – это не только знание, но и жизнь в соответствии со знаниями.
Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.
И. И. Брехман
П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании.
ВЫВОД
В результате проведенной работы, мы считаем, что для улучшения социально – педагогических условии обучающихся школы – интернат необходимо провести следующие действия:
1) Провести комплексную работу по возможности введения дополнительных программ, направленных на повышение эффективности ЗОЖ и нравственного воспитания в санаторной школе – интернат.
2) Проводить постоянную просветительную и консультационную работу с родителями школьников и педагогами школы – интернат.
3) Разработать и внедрить авторскую комбинаторную разработку по воспитанию ЗОЖ.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни как фактора нравственного воспитания обучающихся санаторной школы-интерната
Глава 2.1. Характеристика базы и методы исследования
Глава 2.2. Диагностическое исследование здорового образа жизни как фактора нравственного воспитания обучающихся санаторной школы-интерната
Начало года | Средний уровень | Хороший уровень | Высокий уровень |
3чел. (3,86) | 9 (4,25) | 6 (4,66) | |
Конец года | Средний уровень | Хороший уровень | Высокий уровень |
1 (3,8) | 9 (4,28) | 8 (4,71) |
Начало года | Относится к группе риска | Не относится к группе риска |
- | 10,84 | |
Конец года | Относится к группе риска | Не относится к группе риска |
- | 9,68 |
Начало года | Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень |
2чел. (2,65) | 17 (3,39) | - | |
Конец года | Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень |
- | 14 (3,77) | 5 (4,3) |
ВЫВОД
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.