Основные проблемы образования детей с ТМНР связаны с отсутствием или недостатком:
системы комплексного сопровождения детей и взрослых с ТМНР,
единых государственных требований к образованию детей с ТМНР,
подготовленных специалистов для работы с детьми и взрослыми,
просвещенности и действенной заинтересованности многих родителей (законных представителей) в вопросах образования детей и взрослых,
готовности общества к взаимодействию с людьми с инвалидностью.
Шаги организации образования детей по варианту D АООП
Рекомендация ПМПК;
психолого-педагогическое обследование ребенка в условиях образовательной организации;
разработка СИПР командой специалистов в сотрудничестве с семьей / законными представителями с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося;
обеспечение условий реализации СИПР;
мониторинг и оценка результатов освоения СИПР и АООП
Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка.
Значительно сокращен «академический» компонент и максимально расширен компонент «жизненной компетенции».
Обязательной и единственно возможной является специальная индивидуальная образовательная программа.
Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка, прежде всего, в условиях дома и школы.
Введение ребенка в более сложную предметную и социальную среду, в процессе поэтапного и планомерного расширения его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Образование в процессе которого дети и взрослые живут и учатся жить всю жизнь.
Общие требования. Вариант «D»
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Специальная Индивидуальная программа развития.
СИПР
документ, описывающий специальные
образовательные условия для
максимальной реализации особых
образовательных потребностей ребенка
с ОВЗ в процессе обучения и
воспитания на определенной ступени
образования.
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Индивидуальный образовательный план
корректируемая часть СИПР действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/ воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, полугодие).
Особенности работы над СИПР
Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;
Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, - четверть, полугодие)
По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана)
Этап | Шаги проектирования ИОП | Содержание деятельности |
Подготовительный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей | Администрация школы |
Оценка требований ФГОС и ОП | Изучение документации; |
|
|
|
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов | Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. | |
Определение временных границ реализации ИОП | ||
Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) | ||
Определение круга задач в рамках реализации ИОП | ||
Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) |
Планирование форм реализации разделов ИОП | ||
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности | ||
Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы | ||
Реализация | Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; |
-организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; | ||
Анализ и коррекция | Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; |
3.Индивидуальный учебный план
4.Содержание образования в условиях организации и семьи
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм
сотрудничества организации и семьи обучающегося
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Нормативные документы:
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901 -6
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
Приказ Минобрнауки от 02.09.2013г. №1035 О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978г. №28-М
«Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министрерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
Приказ от 10 декабря 2013г. №723 Министерство Труда и Социальной Защиты РФ об организации работы по межведомственному взаимодействию Федеральных Государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008г. №1315 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых ФГУ МСЭ, порядка их разработки и реализации.
Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2013г. №1315
«Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства Образования науки и молодежной политики Забайкальского края №520 от 04.06.14г. «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственных и муниципальных образовательных организаций и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»
Локальные акты
Договор на проведение образовательной деятельности
-режим дня воспитанников
- Положение о совместном психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)
- Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Положение о специальной индивидуальной программе развития.
- Положение о разработке адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Положение об утверждении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции
имеющихся отклонений в развитии. Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных
занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
индивидуализация обучения
игровые технологии
информационно-компьютерные технологии
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Программа формирования базовых учебных действий
подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
формирование учебного поведения, умения выполнять задания в течение определенного периода времени, выполнять задание от начала до конца, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с определенным порядком (алгоритмом) действий.
Задачи программы формирования базовых учебных действий
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда, выполнение инструкции учителя. Использование по назначению учебных материалов, выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
В течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности
Решение поставленных задач происходит на специально организованных занятиях в рамках коррекционных курсов
Программа внеурочной деятельности
направлена насоциально- эмоциональное, спортивно
оздоровительное, творческого, нравственное,
познавательное, общекультурное развитие личности
средствами физического, нравственного,
эстетического, трудового воспитания. Внеурочная
деятельность также направлена на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Программа внеурочной деятельности должна
предусматривать организацию и проведение
специальных внеурочных мероприятий,
направленных на развитие личности обучающихся,
таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по
интересам, творческие фестивали, конкурсы,
выставки, соревнования («веселые старты»,
олимпиады), праздники, лагеря, походы,
реализация доступных проектов и др.
В состав документа, разрабатываемого специалистами ПМПк, включая учителей, входят следующие разделы.
1.Общие сведения о ребенке и семье
рекомендации ПМПК, учитель, специалисты сопровождения, цели на период, режим пребывания ребенка в ОУ.
Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления.
Содержание информации | Возможная документация |
Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу; | Заключение ПМПК |
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. | Медицинская карта первоклассника |
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. | Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения |
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий | Анкета |
Сведения о дополнительном образовании: Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий |
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы. | Анкета |
Рабочая программа
— документ образовательного учреждения, который регламентирует деятельность педагога, учитывает специфику учреждения, и уровень подготовленности слабовидящего обучающегося обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
– индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного обучающегося содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программыучебного курса.Нормативные федеральные документы:
1) Закон РФ «Об образовании» ст. 32 п. 5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 №3099ФЗ);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2., 4.3);
4) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;
5) Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ;
Рабочая программа педагога выполняет следующие функции:
Нормативную функцию – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме.
Целеполагания – программа определяет ценностные цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область.
Содержательную функцию – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и базовых учебных действий, подлежащих освоению слабовидящими обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Процессуальную функцию – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения.
Оценочную функцию – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.
Алгоритм составления программы.
1.Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса
родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования,
определение его возможностей в изучении данного курса
Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно –
Методическое обеспечение.
2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной
Программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.
3. Определить уровень подготовки слабовидящего обучающегося с умственной
недостаточностью к концу изучения курса в соответствии
с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями,
прописанными в основной образовательной программе учреждения.
4. Прописать цели ориентиры освоения учебного курса «ученик научится», «ученик получит возможность»
5. Прописать цели ориентиры формирования базовых учебныхдействий.
6. Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень
тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по
учебному курсу.
7.Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить
ими рабочую программу.
8. Определить последовательность изучения тем и количество часов,
составить календарно тематическое планирование.
9. Составить перечень дидактического, справочного материала.
10. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для
реализации Рабочей программы.
11.Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы
12.Представить Рабочую программу методическому объединению учителей образовательного учреждения.
13. Представить Рабочую программу на утверждение руководителю
образовательного учреждения.
14. Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей и/или руководителя образовательного учреждения.
Примерная структура и содержание структурных элементоврабочей программы.
Титульный лист.
Наименование образовательного учреждения
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения).
Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа).
Название учебного курса
ФИО педагога, разработавшего и реализующего
программу, возможно указание стажа работы,
категории.
Класс, в которой изучается учебный курс
Год составления программы
Пояснительная записка
Название, автор и год издания программы примерной, авторской, на основе, которой составлена Рабочая программа
Общая характеристика курса
Описание изменений (не более 20%), внесенных педагогом в содержание Программы, взятой за основу, с обоснованием внесённых изменений
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Содержание курса
Тематический план учебного курса
Учебно-методическое обеспечение
Требования к результатам освоения учебного курса
«Ученик научится» обязательный минимум
содержания «Ученик получит возможность», максимальный объем содержания учебного курса
Личностный результат:
Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достиженийобучающегося
Тестовые материалы, тексты контрольных
работ, вопросы для зачётных работ.
Кодификатор, спектр проверяемых умений
в виде достижений перечня действий учащихся как целей результатов учащихся обучения.
Критерии оценки проверочных работ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.