Презентация "Средства связи предложений в тексте. 6 класс"

  • pptx
  • 30.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 класс презентация исправ.pptx




Рыбина Анна Ильинична
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №2 р.п.Солнечный

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является,   конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединенных общей темой.

Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын, дядя Шарик.

Беседа по вопросам

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?
- Можно это письмо назвать текстом?
- Каким должен быть текст?
- Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?
- Сколько текстов можно выделить из этого письма?



Вернёмся к определению. Выясним происхождение. Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»). Текстиль — производное от лат. textere, что означает «плести, переплетать». 

Тема урока:
«Средства связи предложений в тексте».

Задание 1.

Понятие

Балл

Морфема

-

Сказуемое

Параллельная связь

+

Тема

Ударение

-

Стиль речи

+

Тема

Абзац

Основная мысль

Микротема

Склонение

-

Тип речи

+

Последовательная связь

Часть речи

-

Всего баллов

9

§ 26. Средства связи предложений в тексте

В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, синонимы. 
Эти средства связи употребляются как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений.

Вариант 1.

№ текста

Способ связи (последовательный или параллельный)

балл

Средство связи (повтор, местоимение, синоним)

балл

1

Последовательный (собаке-собаке)

1

повтор

1

2

Последовательный (вороны- они)

местоимение

3

Последовательный
(грачи, черные птицы)

синоним

Всего баллов

6

Вариант 2.

№ текста

Способ связи (последовательный или параллельный)

балл

Средство связи (повтор, местоимение, синоним)

балл

1

Параллельный (собака, собака)

1

повтор

1

2

Параллельный (корова, она),

местоимение

3

Параллельный
(лось, сохатый)

синоним

Всего баллов

6

Вывод:

Выбор средства связи не зависит от способа связи предложений.

Физкультминутка «Верно-неверно»

«Верно» - поворот направо «Неверно» - поворот налево

Задание 3.

Амур – главная река Хабаровского края.
Амур в общемировом рейтинге рек занимает девятое место по протяженности – 4444 километра и десятое - по площади бассейна – 1,85 миллиона квадратных километров.
  Наша гордость – река Амур протекает по территории шести районов Хабаровского края, служит важной транспортной артерией. На её берегах расположились многие населённые пункты, в том числе города Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре.
В прошлом любители экзотических сравнений уподобляли Амур то Амазонке, то Миссисипи. Тысячи и тысячи проток, затопленные кусты и деревья, нависающие над водой крутые берега – разве всё это не роднит Амур с величайшими многоводными реками мира? Некоторые из аборигенных названий Амура означают «большая река» или «большая вода».

Задание 3.

 

балл

1.Тема текста

Главная река Хабаровского края
 

1

2.Основная мысль

Заключается в том, чтобы показать величие и значимость Амура

3.Сколько микротем в тексте

3(по числу абзацев)

4.Стиль речи

Научный

5.Тип речи

Описание

6.Способ связи предложений
(последовательный или параллельный)

Параллельный

7.Средства связи

Повтор, синонимы

 

Всего баллов

7

Рефлексия

Продолжи предложение.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…

Подведение итогов

Задания

Макс.
балл

Ваш результат

1

9

 

2

6

3

7

Всего
баллов

22

Баллы

Отметка

20-22

5

19-16

4

15-11

3

Домашнее задание на выбор

1. Упр.274- определить способ и средство связи в предложенных текстах
2. Упр.275- подобрать самостоятельно текст со средством связи –повтор.
3. Творческое задание:
Написать письмо Печкину, используя разные средства связи предложений.

Прочитайте.
Может быть, робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых елей, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что это будет за звук — неизвестно. Все замерло в ожидании первого утреннего звука. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. 
– Это текст?
– Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Прочитайте исправленный вариант.

1) Все замерло в ожидании первого утреннего звука. 2)Что это будет за звук — неизвестно. 3)Может быть, робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых елей, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. 4)Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу.