«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)
Работая с детьми среднего школьного возраста, на уроках математики, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно?
Как и другие качества ума, мышление можно развивать.
Развивать мышление – значит, развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.
Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления.
Технология развития критического мышления
Технология развития критического
мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США.
В ней синтезированы идеи и методы
отечественных технологий, коллективных и
групповых способов обучения, а также
сотрудничества, развивающего обучения.
Этапы технологии развития критического мышления
Первая стадия – вызов.
Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к
учебной деятельности; побудить к активной работе.
Вторая стадия – осмысление.
Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести
новые знания с уже имеющимися.
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной
информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия размышления и рефлексия
Первая стадия - ВЫЗОВ
Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:
в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном
уроке; интерес к новой теме; активность учащихся.
В технологии критического мышления делается упор на то, что
учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом
уроке, для чего это им нужно.
Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.
По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение
пройденного материала (если оперировать привычными терминами),
не только актуализация знаний, но и самое главное — дается
положительная мотивация, формируется интерес.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Педагогический прием «Верно — Неверно»
удобнее всего применять на стадии вызова.
То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им
освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и
навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
Алгоритм работы приема «Верно — Неверно»
1. Объявляется тема урока.
2. Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
3. Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью
значков "+" и "-".
4. На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам.
Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений
оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной
информацией.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Пример: Тема «ОКРУЖНОСТЬ», 8 класс Геометрия
Игра “Верно - неверно”
Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Вопрос “+” верно, “-” неверно
1. Верно ли, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верно ли, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности
радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верно ли, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?
4. Верно ли, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?
5. Верно ли, что при заданном периметре именно окружность ограничивает
наибольшую площадь?
6. Верно ли, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?
7. Верно ли, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?
8. Верно ли, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?
9. Верно ли, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике
геометрии - “Начала” Евклида?
Приём «Корзина идей»
Этот прием организации индивидуальной и групповой работы
учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что
знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске схематично изображаю корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме..
Алгоритм работы с "Корзиной идей":
1. Объявляется тема урока.
2. Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
3. Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются
информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем
возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
4. Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает
свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает
идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. 5. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
6. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме
урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения
высказывает свои предположения:
Тема урока: Симметрия, 6 класс
- Мы говорим симметрия? А что такое симметрия?
Симметрия – это….
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
Ребята, мы увидели, как много окружающих нас понятий тесно взаимосвязаны с понятием симметрии.
Какова цель нашего урока?
Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое симметрия.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о симметрии.
Заслушиваются вопросы детей.
правильность -
гармония -
спокойствие
- равновесие или устойчивость
- завершенность
красота -
Приём «Корзина идей»
Приём «Кластер»
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Приём «Кластер»
В 8 классе в теме: «Квадратные
уравнения» применяю задания с
выбором и сортировкой :
Из данных уравнений выбрать
квадратные:
1) 1/ х + 5 = 0; 2) 8x = 0;
3) 3x2 + 2x - 3 = 0; 4) 7x – x2 + 5 = 0
2. Прочитайте материал учебника,
найдите определения полного и
неполного квадратного уравнения;
приведенного и неприведенного
квадратного уравнения;
3. Вопросы классу:
сформулируйте определение
квадратного уравнения;
по каким признакам вы отнесли
данные уравнения к квадратным;
назовите значения коэффициентов
выбранных уравнений.
Приём - таблица «ЗХУ»
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания
по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица
“Знаю – Хочу знать – Узнал“
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования
материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Пример по теме «График уравнения у = кх +l» (8 класс)
Приём - таблица «ЗХУ»
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал» |
Линейное уравнение | Как зависит расположение графика у = кх + l от l | Коэффициент к отвечает за |
Графиком уравнения | Как по уравнению прямой можно определить | Точка пересечения графика с осью |
Расположение графика | По уравнениям графиков можно |
Прием «Ключевые слова»
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами.
Некоторые мы уже рассмотрели.
Хотелось бы выделить ещё один метод -"ключевые слова«
Данный метод предполагает набор слов, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№ | Рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые понятия |
1 | Окружность | Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. | |
2 | Радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок. | |
3 | Хорда | Отрезок, точки окружности. | |
4 | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности. |
Прием «Ключевые слова»
Итак, вторая стадия урока - осмысления.
На этом этапе проходит работа с новой информацией.
Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.
Представить информацию можно по-разному.
Это может быть:
текст параграфа учебника;
текст, подготовленный учителем; фильм; презентация;
доклад одноклассника; таблица; лекция; статья,
лекция в интернете; аудиоматериал и пр.
Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или
размышление были перед групповым этап и обсуждением.
Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ
Прием «Кубик»
Данный прием используется на этапе осмысления.
Этот приём :
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы,
темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом
материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Из плотной бумаги склеивается кубик.
На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или
иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему,
могут выступить с групповым сообщением.
Прием «Кубик»
Тема урока: Многогранники.
На что это | |||
Опиши форму, | Как это | Опиши форму, размеры или | На что это похоже? |
|
Приём «Концептуальная таблица»
«Концептуальная таблица» — это педагогический метод,
который направлен на создание сравнительной таблицы.
Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон,
анализировать и обобщать информацию.
Данный метод — один из способов обучения учеников
критическому осознанному мышлению, который формирует
сравнительную систему суждений, способствует умению
находить и анализировать отличительные признаки объектов.
Способ построения таков:
по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты,
а по вертикали — отличительные свойства, по которым
происходит сравнение.
Приём «Концептуальная таблица»
Тема “Функции”. Обобщающий урок. 10 класс.
Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.
Вид | Область | Область | Возрастание, убывание | у>0 | Четность | Нули |
Линейная | ||||||
Квадратич-ная | ||||||
Степенная | ||||||
А) | ||||||
Б) | ||||||
В) |
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так:
в левой части - простые «тонкие» вопросы,
в правой части – вопросы, требующие более сложного
развёрнутого ответа.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто..? Что…? | Объясните почему….? |
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы,
записывая в таблице продолжение каждого вопроса.
Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы,
потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по
тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом ребята к каждой части
записывают в каждую колонку таблицы по одному
вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.
Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Ученик | Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Что называют системой уравнений? | Верно ли, что без построения прямых можно | |
Что называется решением системы | Согласны ли вы, что способ | |
Что значит решить систему уравнений? | ||
Сколько решений может иметь система | Объясните, как определить с помощью способа | |
Объясните, как выяснить, является ли | Дайте объяснение, когда удобнее воспользоваться |
Алгебра. 8 класс Тема «Решение систем линейных уравнений»
Приём - таблица «ЗХУ»
Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова.
Заполняются следующие графы:
На стадии вызова заполняется первая колонка.
Вторая — по мере прочтения текста
(отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения,
практических примеров).
Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и
оценить проделанную работу
Я знаю | Хочу узнать | Я узнал |
Приём «ФИШБОУН»
С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или
по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении
нового материала ( создание проблемной ситуации), и на различных этапах закрепления
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний,
когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия
в стройную систему.
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста,
верхних и нижних косточек.
Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них
фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического
мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления...
Рефлексивное мышление значит фокусирование
вашего внимания.
Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».
В процессе рефлексии та информация, которая была новой,
становится присвоенной,
превращается в собственное знание.
Анализируя функции двух первых фаз технологии
развития критического мышления, можно сделать вывод о том,
что, по сути, рефлексивный анализ и оценка
пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на
фазах вызова и реализации имеет другие формы и
функции. На третьей же фазе рефлексия процесса
становится основной целью деятельности школьников и учителя.
Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ
«Ромашка вопросов»,
«Синквейн»,
«Прием «Рефлексивные вопросы»,
«Толстые и тонкие вопросы»,
«Шесть шляп мышления»,
«Эссе»,
и другие.
Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения,
выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах
(прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы
тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов,
выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее
суть темы.
Синквейн
Примеры «синквейнов», составленных учениками.
1. Алгебраическая дробь
2.Сократимая, несократимая
3.Сокращать, преобразовывать, умножать (складывать, вычитать, делить)
4.Частное двух многочленов
5.Буквенное выражение
1.Уравнение
2.Линейное, квадратное (подобные, слагаемые…)
3.Переносить члены, приводить подобные, делить на коэффициент при
неизвестном, решать
4.Равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой
5.Равенство
1.Функция
2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая,
монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная,
квадратичная….)
3.Строить, исследовать, задавать
4.Каждому значению переменной х соответствует значение у
5.Соответствие
Синквейн
1.Параллелограмм
2.Выпуклый, центрально симметричный
3. Находить (периметр, площадь), строить, изучать, решать (задачи)
4.Противоположные стороны попарно параллельны
5. Четырехугольник
1.Квадрат
2. Симметричный, равносторонний, прямоугольный, правильный
3.Находить (периметр, площадь), строить, изучать
4.Прямоугольник, у которого стороны равны
5. Правильный многоугольник
1.Неравенство
2.Числовое, алгебраическое (верное, неверное, линейное, квадратное…)
3.Сравнивать, преобразовывать, решать
4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше
5. Сравнение
1.Тождество
2.Тригонометрическое, алгебраическое, верное
3.Доказывать, преобразовывать, изучать
4.Верное равенство двух отношений
5. Равенство
«Шесть шляп мышления»
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета.
При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.
«Белая шляпа» - информация (констатируются факты по теме, без обсуждения).
«Желтая шляпа» - позитивные суждения (высказываются положительные моменты).
«Черная шляпа» - критика – проблемы и трудности (определяются отрицательные
стороны проблемы).
«Зеленая шляпа» - творческие суждения, предложения (высказываются самые бредовые
идеи и предложения).
«Красная шляпа» - эмоциональные суждения без объяснений (формулируются эмоции,
которые испытали ребята при работе с материалом).
«Синяя шляпа» - обобщение сказанного, философский взгляд (проводится анализ по проблеме)
Этот прием «6 шляп» можно использовать при любом уровне сложности.
Шляпы необязательно использовать всех цветов. Одновременно можно использовать три,
четыре шляпы. Смена шляп учащихся приучает видеть один и тот же предмет с разных
позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина изучаемого материала.
Прием «Рефлексивные вопросы»
Прием «рефлексивные вопросы» заключается в наборе вопросов,
которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии.
Данные вопросы являются важным механизмом взаимодействия в классе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на
переживания другой. Набор рефлексивных вопросов:
1. Что показалось вам сегодня трудным?
2. Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
3. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
4. Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?
5. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
6. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
7. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
8. Были ли моменты недовольства собой?
9. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?
10. Почему вы выбрали именно эти задания?
11. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
12. Что бы вы хотели посоветовать своему преподавателю?
13. Заметили ли вы свои успехи в ….
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В настоящее время, когда приоритетным направлением
обучения выбрано личностно-ориентированное обучение,
перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны,
содержательным и практическим, а, с другой стороны,
доступным и интересным.
Цель технологии развития критического мышления состоит в
развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в
дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, выделять главное и второстепенное,
анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она
позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей
повышается уровень работоспособности, усвоение знаний
на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.