Характерные особенности новых дидактических систем
Характерными особенностями новых дидактических систем обучения являются:
- направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний;
- усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей;
- активизация учения, мышления, познания;
- стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.
Основные понятия проблемного обучения
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Этапы продуктивной познавательно деятельности
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский метод;
метод программированных действий.
Прогнозируемый результат
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
способствование переходу знаний в убеждения;
пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
пробуждение интереса к научному знанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.