Презентация "Технология проблемного обучения"

  • pptx
  • 21.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология проблемного обучения.pptx

Технология проблемного обучения

Характерные особенности новых дидактических систем

Характерными особенностями новых дидактических систем обучения являются:
- направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний;
- усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей;
- активизация учения, мышления, познания;
- стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.

Основные понятия проблемного обучения

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Этапы продуктивной познавательно деятельности

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:



Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Методы проблемного обучения

По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

Методы проблемного обучения

По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский метод;
метод программированных действий.

Способы создания проблемной ситуации

Этапы постановки учебной проблемы

Прогнозируемый результат

умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
способствование переходу знаний в убеждения;
пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
пробуждение интереса к научному знанию.