«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
В моём классе обучаются дети с ОВЗ с разным уровнем развития. Каждый ребёнок имеет те или иные отклонения от нормы, которые могут привести к отставанию в учёбе. Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы обеспечить развитие личности с учётом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свои особенности.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
дети, требующие постоянной дополнительной помощи | дети, способные справиться с заданием самостоятельно | дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством |
Условное деление учащихся класса на группы:
Специфика работы по группам.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
тщательный контроль за работой учащихся | поручаю задать вопросы перед изучением новой темы; | наибольшая самостоятельность; |
Способы и приемы дифференциации
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
1 группа | 2 и 3 группа |
Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения. | Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные. |
2. Дифференцированные задания по уровню
трудности
1 | 2 | 3 |
1. Выписать из текста глаголы. | 1. Выписать из текста глаголы, определить их время. | 3. Выписать из текста глаголы, определить время и число, составить предложение с одним из них. |
2. Впиши данные в краткую запись, напиши пояснение к действиям. (1-2 действия) | 2. Запиши решение к задаче. (2 действия) | 2. Реши задачу. Составь выражение. Составь обратную задачу. |
Этот способ дифференциации предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся. Например:
2. Дифференцированные задания по объему
учебного материала
( при условии, что у ребёнка остаётся время после выполнения основного задания) Индивидуализация задания с помощью инд карточек
1 | 2 | 3 |
1. Только основное задание. | 1. Дополнительное задание, | 2. Задания повышенной трудности на |
3. Дифференцированные задания по степени
самостоятельности учащихся
1 | 2 | 3 |
1. Задания выполняют вместе с учителем (или с карточками-подсказками) | 1. Часть задания фронтально, далее самостоятельно по образцу. | 1. После чтения задания, уточнения понимания учебной задачи выполняют работу самостоятельно |
Ребята могут в любой момент переключиться на самостоятельную работу или, при наличии затруднений включиться во фронтальную работу. Проверка задания необходима для тех, кто работал самостоятельно.
4. Задания по выбору учащихся.
(оказывают влияние на становление положительной
учебной мотивации).
1 | 2 | 3 |
3 варианта заданий различных по | ||
Выполни пересказ отрывка к иллюстрации в учебнике. | Перескажи отрывок от имени девочки Нади | Подготовь краткий пересказ. |
Плюсы использования дифференцированного подхода:
повышается уровень мотивации учения (создание ситуации успеха, уверенность в своих силах, поддержание познавательных интересов);
каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей.
Эффективнее использовать дифференцированный подход на этапе закрепления ранее изученного материала, как вариант организации самостоятельной работы учащихся. Дифференцированные задания школьникам можно давать на тех этапах урока, где это необходимо. Дифференциация учебной работы школьников не самоцель.
Главное это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.